Сервисы по аренде электросамокатов потеряли до 20% клиентов

Кикшеринги надеются на увеличение спроса после окончания чемпионата Европы по футболу
Арендные самокаты до 12 июля запрещено использовать на 95 улицах, набережных и площадях Петербурга /Pixabay

 

За 27 дней, прошедших с введения в Петербурге ограничений на условия аренды электросамокатов, операторы кикшеринга, по их данным, потеряли от 10 до 20% клиентов. Зампредседателя законодательного собрания Петербурга Сергей Соловьев сообщил о падении выручки у сервисов проката от 40 до 60%. Операторы надеются, что клиенты вернутся к ним после 12 июля, когда перестанут действовать запреты, установленные в городе на время проведения чемпионата Европы по футболу.

Как ограничивали самокаты в Петербурге

Проблемы у кикшерингов начались в июне. За первые восемь дней июня в столкновениях с электросамокатами в Петербурге пострадали пять детей. Следственный комитет завел два уголовных дел о причинении вреда здоровью по неосторожности и за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В офисах четырех компаний-операторов с 3 июня проводились обыски и изъятия документов.
9 июня сервисы проката прекратили работу и сели за стол переговоров с чиновниками Смольного. Их итогом стала договоренность об условиях проката (личных электросамокатов она не касалась). Решили, что скорость арендных самокатов в Петербурге будет ограничена 20 км/ч, и до 10 км/ч – при езде по тротуарам. После 12 июля, когда завершится чемпионат Европы по футболу, по тротуарам можно будет ездить со скоростью 15 км/ч.
Арендные самокаты до 12 июля запрещено использовать на 95 улицах, набережных и площадях, в том числе на Невском проспекте, Большой Конюшенной улице, Большой и Малой Морских улицах, Адмиралтейской, Английской и Дворцовой набережных, Дворцовой и Сенатской площадях. Взятые в аренду самокаты нельзя оставлять возле остановок общественного транспорта, у входов в метро и на газонах.

Представитель петербургского филиала компании Whoosh говорит, что с введением 10 июня ограничений количество поездок сократилось на 20%. «Значительная часть центральных улиц города стала недоступна для проезда. Пользоваться самокатами стало не так удобно, поэтому число поездок сократилось», – поясняет представитель Whoosh. Но аварийность среди пользователей осталась на прежнем уровне, сожалеет он. В компании ожидают, что после окончания чемпионата и снятия части ограничений спрос вырастет. Руководство Whoosh вместе с другими операторами хочет лоббировать создание на дорогах Петербурга отдельных полос для езды на самокатах.

Все игроки ожидали, что во время чемпионата Европы самокатами будут пользоваться чаще, говорит представитель кикшеринга Urent. Получилась обратная история: падение количества поездок в целом по рынку доходило до 20%, объясняет он. «Ограничения скорости до 10 км/ч и запрет на движение самокатов по центральным улицам серьезно ударили по аренде электросамокатов, которые могли стать альтернативой и общественному транспорту, и личным поездкам на автомобиле на короткие расстояния», – говорит представитель компании. Он надеется, что после 12 июля ситуация улучшатся.

Представитель кикшеринговой компании Molnia также сообщил «Ведомостям» о падении спроса в июне. Из-за введенных ограничений число зарегистрированных пользователей сервиса сократилось на 15%, уменьшилось и количество активных пользователей проката, сказал он, но конкретную цифру клиентов, использующих арендные самокаты назвать не захотел. «Очень многие пользователи удалили наше приложение. Большинство приобрели личные электросамокаты, на которые ограничения не распространяются», – пояснил представитель Molnia. При этом оператор, по его словам, продолжает расширять парк прокатных самокатов.

Основатель франчайзинговой сети «Велодрайв» Кирилл Остапенко  говорит, что продажи электросамокатов гражданам в личное пользование в июне действительно  выросли, по его оценкам, на 20% в сравнении с июнем прошлого года. Однако Остапенко не считает, что это связано с ограничениями, наложенными на прокатные электросамокаты. Идет рост продаж не только самокатов, но и всех электрических средств индивидуальной мобильности, говорит он. «Рост мог быть и раньше, но в мае у нас был дефицит электросамокатов», – поясняет Остапенко.

На прокате велосипедов сложности с самокатами не сказались, считает  директор велошеринга «Смартбайк» Руслан Каврюков. «Число пользователей нашего приложения увеличилось на 10–15%, но количество поездок и выручка выросли несущественно. Мы внимательно следили за ситуацией с самокатами и пришли к выводу, что у нас с кикшерингами разные аудитории», – говорит Каврюков.

Как часто самокаты попадают в ДТП

С января по май, по данным МВД, в Москве зафиксировано 24 ДТП с участием самокатов, в Петербурге – 22, в Краснодарском крае – 12, в Татарстане – 7, в Свердловской области – 6.
По данным портала INC, в прокат в России сдаются 90 000 самокатов, в 40 приложениях зарегистрировано 10 млн пользователей.
По данным Mobile Research Group, за первое полугодие в России продано 320 000 электросамокатов.

1 июля в комитете по транспорту Петербурга прошло заседание рабочей группы по вопросам взаимодействия с кикшеринговыми компаниями. Пресс-служба комитета сообщила, что принятые ограничительные меры показали свою эффективность. Представители ГИБДД и Следственного комитета подтвердили снижение травматизма и значительное сокращение количества жалоб горожан на движение самокатов. На этом заседании вице-спикер городского законодательного собрания Соловьев заявил, что, по его данным, выручка у сервисов электросамокатов в июне упала на 40–60%.