«Газпром» пошел на взлет

Инвестиции компании в аэропорт Левашово могут окупиться за 16-20 лет, полагает эксперт
Bнвестиции в строительство аэропортового комплекса Левашово оцениваются в 41 млрд руб. /PIXABAY

Минобороны 14 октября заключило концессионное соглашение с «Газпромом» о реконструкции военного аэродрома Левашово. Взлетная площадка в Ленинградской области станет аэродромом для совместного базирования военной и гражданской авиации, говорится в пресс-релизе Минобороны.

Ранее «Газпром инвест» сообщал, что инвестиции в строительство аэропортового комплекса Левашово оцениваются в 41 млрд руб. Объем вложений по концессионному соглашению, которое подписали «Газпром» и министерство, составит 10 млрд руб.

На эти деньги до 2023 г. реконструируют взлетно-посадочную полосу (ВПП), построят технические сооружения и коммуникации. Также аэродром дооснастят необходимым аэронавигационным и метеорологическим оборудованием. Реконструкция ВПП длиной 2,6 км будет завершена уже к концу следующего года.  Новые водосточно-дренажная система, патрульная дорога, защитные ограждения появятся летом 2023 г.

Дополнительно «Газпром» построит на аэродроме новый аэровокзал для приема пассажиров пропускной способностью 250 человек в час. Для сравнения, пропускная способность Пулково составляет 1200 человек в час. Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом финанс» Александр Осин оценил потенциальный пассажиропоток Левашово в 2 млн человек в год (рекордный пассажиропоток Пулково в 2019 г. составил 19,6 млн человек).

Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев отмечает, что аэропорт создается, прежде всего, под нужды «Газпромавиа», поэтому первоначальной целью здесь является не возврат инвестиций, а транспортное обслуживание «Газпрома». «Интересы Минобороны здесь тоже понятны – ведомство планирует использовать терминал параллельно и для своих нужд», — говорит Разуваев.

 Осин, напротив, считает, что проект «Газпрома» окупится в рыночные сроки. «Этот проект не должен быть существенно менее прибыльным, чем другие проекты «Газпрома», поскольку, в противном случае, с точки зрения базовых принципов рыночной экономики, произойдет неэффективное расходование средств акционеров», — говорит эксперт. По его оценкам, исходя из статистики других проектов «Газпрома», а также аналитики в секторе ТЭК в целом и опыта развития Пулково, окупаемость составит  16-20 лет. Осин  добавил, что до момента выхода на окупаемость инвестиции в 40 млрд руб. будут приносить компании ежегодный убыток в 4 млрд руб.

 Начальник отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский полагает, что Левашово не составит конкуренции «Пулково» даже в сегменте бизнес-авиации. В пресс-службе управляющей компании Пулково «Воздушные ворота северной столицы» (ВВС)  «Ведомостям» напомнили, что в  рамках Соглашения о ГЧП, которое было подписано с властями Петербурга в 2010 г.,  прописаны принципы «эксклюзивности инвестора на осуществление деятельности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в отношении определенных воздушных перевозок». В то же время в Пулково не видят противоречий в развитии Левашово как аэропорта для бизнес-перевозок.

 «Развитие малых аэропортов возможно для определенных целей: военный, для осуществления деятельности компании и т.п.», — пояснили в пресс-службе.

 Сейчас бизнес-авиация, на которой в перспективе может специализироваться Левашово,  составляет незначительную долю от доходов ВВСС — 1,7%. Осин полагает, что Левашово сможет «оттянуть» на себя от одного до нескольких процентов пассажирооборота Пулково. «Несколько процентов выручки — это уже порядка десятой и более части прибыли, это значимая величина для среднесрочных оценок справедливой стоимости актива», — говорит эксперт.

 По мнению Кумановского, Левашово не найдет партнеров кроме «Газпромавиа» для бизнес-авиации. «В Петербурге уже пытались запустить проекты в этой нише на базе действующих терминалов, но это оказалось слишком дорогой услугой, которая не нашла достаточно заказов. Поэтому можно сказать, что на абсолютно свободном рынке появляется предложение, которое будет ориентировано на якорного потребителя – «Газпром», — говорит эксперт.

 Старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Анастасия Козлова согласна, что «Газпром» в состоянии сам занять весь трафик в новом терминале. Хотя иногда крупные корпорации успешно совмещают транспортное обслуживание менеджмента и работу с массовым сегментом, напоминает Кумановский.

 В Вологодской области успешно работает «Авиапредприятие «Северсталь», «дочка» «Северстали», которая занята в бизнес-авиации и обслуживает гражданские рейсы. «Теоретически возможно, что «Газпром» начнет развивать бизнес-авиацию на базе Левашово для себя и параллельно будет оказывать услуги по перевозке для других компаний. Но, как показывает практика, «Газпром» не стремится коммерциализировать свои непрофильные активы – в основном это делается для того, чтобы повысить эффективность собственных сотрудников», — говорит Кумановский.

 Анастасия Козлова считает, что строительство в  Левашово станет катализатором развития территории вокруг. «Можно ожидать появления новых жилых поселков рядом с аэропортом, комфортного нового офисного кластера», — поясняет она. В то же время она прогнозирует и появление протестов со стороны жителей, которым  не понравится возросший трафик аэропорта.

 Козлова предостерегает еще об одной угрозе: если власти региона заранее не разработают мастер план развития территории вокруг аэропорта, возможны спекуляции с земельными участками. «Начнутся огромные сложности с отводом земли под дороги, лоббистские игры вокруг функционала земельных участков, все это должно быть спланировано заранее. Процесс должен быть модерируемым, а инвесторы работать в заранее обозначенном правовом поле», — говорит она.