Сиверский возвращается на новый круг

Губернатор Ленобласти и глава «Евросиба» подтвердили договоренности о строительстве нового аэропорта
В 2009-2016 гг. в Ленинградской области действовал запрет на строительство новых аэропортов в радиусе 450 км от Пулково /PIXABAY

Александр Дрозденко в понедельник, 18 октября, провел встречу с руководителем Группы компаний «Евросиб» Дмитрием Никитиным, который подтвердил заинтересованность в создании аэропорта Сиверский в Ленинградской области. Как сообщает пресс-служба правительства региона, стороны «согласовали план совместных действий», чтобы перейти к активной стадии строительства.

С 2009 года в Ленинградской области действовал запрет на строительство новых аэропортов в радиусе 450 км от Пулково. Соответствующее соглашение было подписано бывшими на тот момент губернаторами Петербурга и Ленобласти Валентиной Матвиенко и Валерием Сердюковым, чтобы гарантировать инвесторам реконструкции аэропорта Пулково возврат вложений по заключенному до 2039 г. соглашению о государственно-частном партнерстве. В 2016 г. Дрозденко отправил губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко уведомление о том, что регион выходит из авиационного соглашения с городом. В Ленобласти заявили о планах построить собственный аэропорт.

Аэродром Сиверский

Сиверский — военный аэродром, построенный в 1937 году. Изначально имел грунтовое покрытие и был предназначен для эксплуатации истребителей и истребителей-бомбардировщиков. В 1970 году на нем были сооружены арочные укрытия для самолётов, а в 1977 году на аэродроме была построена взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием. В 2006 г. на аэродроме находилась эскадрилья Су-27, обеспечивавшая безопасность Петербургского саммита «большой восьмерки».

Весной 2017 года власти назвали инвестора– группу «Евросиб». Непосредственной реализацией проекта должно было заняться АО «Аэропорт Сиверский» (учредитель АО «Евросиб СПб-ТС»), в 2019 г. появилась еще одна компания – АО «Сиверский аэропорт» (99% принадлежит АО «Евросиб»). В 2019 г. Александр Дрозденко на своей странице в соцсети Instsgram сообщал, что аэропорт должен принять и отправить первые самолеты в 2020 г.

В свою очередь Дмитрий Никитин в интервью различным СМИ в 2019 и 2020 гг. (опубликованы на официальном сайте компании) подтверждал заинтересованность компании в собственном аэропорте. По его оценкам, пассажиропоток должен составить 1,5 млн человек в год, а необходимый объем инвестиций – 10-15 млрд руб. Никитин сделал и предварительный расчет источников финансирования: 40% инвестиций вкладывает государство, 10% — регион, 30% из оставшейся половины – средства инвестора, остальное – кредиты.

Однако ни в 2019 г., ни в 2020 г. строительство так и не началось, кроме того возникли юридические сложности. Власти региона рассчитывали, что Минобороны передаст аэродром региону. В феврале 2017 г. Дрозденко направил в адрес министра обороны России Сергея Шойгу письмо, в котором подтвердил согласие региона в случае передачи аэродрома в областную собственность создать на его базе аэропорт совместного базирования гражданской и военной авиации. Однако в апреле 2020 г. «Коммерсантъ» писал, что министерство передумало отдавать землю и предлагает инвесторам работать по концессии. Издание отмечало, что это может отпугнуть инвестора. Однако на встрече с губернатором Никитин подтвердил заинтересованность в проекте.

Генеральный директор «Сиверского аэропорта» Андрей Михайлов поясняет, что пандемия и сокращение спроса на авиаперевозки в 2020-2021 гг. потребовали внесения корректировок в разработанный проект. «Но мы рассчитываем на восстановление рынка в ближайшие годы, опираясь на умеренно-консервативные прогнозы, и по-прежнему видим перспективной для Сиверского нишу региональных пассажирских и грузовых (карго) перевозо», — говорит он. Сейчас холдинг проводит доработку прогнозной финансово-экономической модели и предпроектной документации.

Пока Дрозденко ведет переговоры на региональном уровне, на федеральном к лоббированию подключился сенатор от Ленобласти Сергей Перминов. 12 октября на парламентских слушаниях по развитию инфраструктуры региональных аэропортов он обратился к Минтрансу с просьбой дать «исчерпывающий ответ» о возможности строительства аэропорта в Сиверском. В советские времена, по словам сенатора, аэродром включал «мощные посадочные полосы для дальней авиации», а сейчас инвестор хочет «воссоздать полосы» и «развить бизнес- и карго-авиацию».

Согласно материалам по обоснованию схемы территориального планирования Ленинградской области, аэропорт в Сиверском будет рассчитан в первую очередь на пассажирские перевозки. По мнению аналитика «Фридом Финанс» Александра Осина, даже несмотря на небольшую мощность, Сиверский будет претендовать на долю пассажиропотока Пулково и сможет оттянуть на себя 8% — 10%.

По мнению Осина, для Пулково потеря даже 10% рынка будет существенной, так как параллельно на севере под Петербургом на базе аэродрома Левашово «Газпром» строит еще один аэропорт (14 октября было подписано концессионное соглашение с Минобороны). Он также сможет оттянуть часть пассажиров в бизнес-сегменте. «А восстановление рынка, исходя из отраслевой статистики, идет медленно», — говорит аналитик.

Генеральный директор «Воздушных ворот северной столицы» (управляет Пулково) Леонид Сергеев отметил в разговоре с «Ведомостями», что для Пулково любой аэропорт рядом – «это конкуренция». Он усомнился, что государству будет выгодно вкладывать деньги в развитие нового проекта, в то время как в Пулково уже работает механизм государственно-частного партнерства.

«Государственные деньги сейчас вкладывать в другие аэропортовые проекты просто нецелесообразно, потому что в силу математики и цифр это быстрее будет окупаться здесь», — отмечает Сергеев. По его мнению, региональные власти сейчас в большей степени должны быть заинтересованы в том, чтобы окупились уже начатые проекты ГЧП, а инвесторы, вложившиеся в Пулково, работали в предсказуемой «регуляторной среде».

Михайлов уверен, что Пулково, напротив, получит от соседства с Сиверским дополнительные преимущества. «Для аэропортов, находящихся в черте Санкт-Петербурга, таким образом высвободятся слоты для приема широкофюзеляжных самолетов», — говорит он.

По мнению Осина, проект сможет полностью окупиться за 16-20 лет, а необходимый объем инвестиций соответствует заявленной инвестором сумме. В то же время успешность нового аэропорта будет зависеть «от качества работы менеджмента компании», так как у «Евросиба» в отличие от «Газпрома» нет ни готового рынка потребителей авиа-услуг, ни похожих финансовых возможностей.

У «Евросиба» уже есть неудачный опыт работы с авиационными активами. В октябре 2018 года принадлежащий группе «Аэропорт Сиверский» купил у властей Псковской области за 55 млн руб. 75% акций авиакомпании «Псковавиа». Но весной 2019 года компания подал в Арбитражный суд иск о признании договора недействительным. «Евросиб» обнаружил, что компания находилась в состоянии банкротства, а ее имущество было арестовано. По мировому соглашению группе удалось вернуть деньги, а «Псковавиа» признали банкротом.

Доцент факультета таможенного администрирования и безопасности СЗИУ РАНХиГС Владимир Николаев считает, что для Ленинградской области появление собственного аэропорта имеет не столько экономическое, сколько политическое значение. «Ленинградская область хочет закрепить свои позиции и быть независима от Санкт-Петербурга», — говорит он.

Николаев  полагает, что с учетом наличия готовой инфраструктуры в Сиверском, включая железную дорогу, проект привлечет лоукостеров и перевозчиков грузов. Осин говорит, что новый аэропорт будет востребован авиакомпаниями и с точки зрения пассажирских перевозок. «Самые загруженные направления аэропорта Пулково по состоянию на 2019 г. это Москва, Анталья, Симферополь, Сочи, Калининград, Екатеринбург, Краснодар. Полагаю, что они будут в рамках региональной специфики и наиболее востребованными направлениями для Сиверского. А компании, производящие рейсы на данных направлениях, станут его клиентами», — отмечает он.

В то же время аналитик «Финама» Наталия Пырьева считает, что проект пока остается «туманным» и до обнародования планов строительства о нем нельзя «говорить серьезно». «Разговоры вокруг строительства аэропорта Сиверский идут достаточно долго», — поясняет эксперт, однако заявленные изначально планы принять и отправить первые самолеты в 2020 г. так и не были выполнены.