Princess Anastasia хочет в круиз

Владелец единственного круизного парома, обслуживающего рейсы по Балтике из Петербурга, потерял за два года 400 млн рублей
Moby Spl рассчитывает возобновить круизы не раньше лета 2022 г. /Moby Spl

Единственный паром Princess Anastasia, совершавший международные круизы по Балтике из Петербурга, второй год простаивает из-за закрытых границ. Как рассказал «Ведомостям» представитель компании-оператора Moby Spl (Мальта), в 2020 г. из-за отсутствия навигации компания потеряла 240 млн руб. В  2021 г. потери достигли 160 млн руб.

В 2019 г. паром обслужил 290 000 клиентов, из которых около 60% — граждане РФ. Планировалось, что он примет 313 000 гостей, однако этому помешало то, что корабль сел на мель в ноябре 2019 г. и был отправлен на ремонт. В 2020-21 гг. круизов не было: в 2020 г. начало сезона отменили из-за пандемии, а в 2021 г. он так и не стартовал.

Весной 2020 г. паром зафрахтовала компания «Новатэк» в качестве плавучей гостиницы для работников подрядной организации на строящемся объекте в Мурманской области, где он до сих пор и находится. «Проект в Мурманске позволил поддерживать работу компании, судна и его экипажа», — пояснили в компании.

Собеседник «Ведомостей» не говорит, как долго паром останется в Мурманской области. Для компании остаются приоритетными морские круизы из Петербурга, подчеркивает он. Как только эпидемиологическая ситуация улучшится или страны признают ковидные сертификаты друг друга, Moby Spl вернется к круизной программе. «Сейчас мы можем сказать, что при самом оптимистичном сценарии круизный сезон в 2022 г. не начнется раньше мая или июня», — говорит он.

Директор по развитию туристической компании My Tour Константин Осипов сообщил, что после отмены круизных туров за рубеж агенты предложили клиентам выбор: вернуть деньги или перенести круиз на другую дату. «Многие клиенты предпочли перенос на другие даты, но нет гарантий, что в 2022 г. не будет ограничений», — сказал он, но не уточнил, какая часть туристов согласилась на перенос.

В 2018 г. паром Princess Anastasia курсировал по маршрутам Петербург — Таллин — Стокгольм — Хельсинки — Петербург и Петербург – Хельсиники – Петербург. Коммерческий директор IBS Travel & Consulting Ирина Батищева говорит, что сейчас скандинавские страны не принимают российских туристов. Большинство стран Европы не выдают туристические визы россиянам, но есть и исключения. Например, Венгрия разрешает въезд, но по определенному списку документов, который постоянно обновляется. Хорватия, Греция, Черногория и Сербия также разрешили въезд при наличии справки о перенесенном заболевании или сертификате о полном курсе вакцинации, в том числе российскими вакцинами. «Но ситуация постоянно меняется», — говорит она.

Иностранные круизные паромы сейчас тоже не могут попасть в Россию. Но 11 компаний уже заявили о планах зайти в Петербург в 2022 г. во время круизов по Балтийскому морю, сообщает Ассоциация туроператоров России. 24 круизных лайнера планируют совершить  около 127 маршрутов с заходом в город. Но их планы зависят от решения российского правительства.

Возобновление морского круизного и паромного туризма возможно, если правительство смягчит ограничения на въезд иностранных граждан в Россию через морские пункты пропуска, говорит исполнительный директор Ассоциации участников круизного рынка Лариса Клевакина. Такие смягчения уже были сделаны для воздушных пунктов пропуска, подчеркивает она.

По данным Клевакиной, в 2019 г. в Петербург прибыли на круизных лайнерах 650 000 туристов, в 2021 г. этот показатель был равен нулю. «У нас пункты пропуска вообще закрыты, два года нет навигации, если третий год не будет, то это будет критично. Компании, которые ориентированы на этих туристов, просто не выдержат», — уверена Клевакина. До введения ограничений с прибывающими по морю туристами в Петербурге работали около 200 туристических компаний.

Осипов рассказал, что из-за закрытых границ вырос спрос на водные маршруты внутри страны. Стали популярны речные направления, например, на Валаам. А повышенный спрос привел к росту стоимости трехдневных туров в среднем на 30%. «Но кто-то все равно просто ждет открытия Европы», — говорит он.