Кикшеринг разгонится в спальных районах

Парки операторов по прокату электросамокатов в Петербурге за год выросли в 2–4 раза. Компании продолжат развиваться в спальных районах
Работающие в городе операторы фиксируют рост популярности самокатов как вида транспорта /PIXABAY

В Петербурге завершился сезон проката электросамокатов: последнюю технику убрали с улиц в начале декабря, после первых снегопадов. Представители трех крупных игроков рынка – Urent, Whoosh и Molniа – сообщили «Ведомостям», что за сезон 2021 г. увеличили свои парки и число клиентов в разы. В следующем сезоне операторы будут наращивать количество техники и расширять и зону покрытия, ориентируясь на густонаселенные пригороды Петербурга.

Оператор Urent, который запустил прокат в Петербурге в августе 2020 г., в 2021 г. увеличил парк в четыре раза. Если в прошлом году в распоряжении сервиса в конце сезона было 1250 самокатов, на декабрь 2021 г. у компании насчитывалось около 5000 единиц техники. Представитель оператора Алена Сухаревская рассказала «Ведомостям», что в следующем году парк планируют удвоить.

«Мы верим, что рынку в Петербурге еще есть куда расти. В Осло, Стокгольме, Хельсинки 10–20 самокатов на 1000 человек. В Санкт-Петербурге – около трех», – рассказала Сухаревская. По ее словам, цель компании – увеличить долю транспортных поездок. Для этого Urent будет увеличивать плотность сервиса за пределами центра, в спальных районах города и пригородах, которые располагаются в Ленинградской области. «Самокаты в таких районах могут в сезон заменить горожанам маршрутки и общественный транспорт, на котором они добираются до метро», – пояснила она, не уточнив, какая доля поездок сейчас совершается в транспортных, а не развлекательных целях.

Оператор Whoosh тоже увеличил парк в Петербурге за год в два раза до 5900 единиц, сообщил «Ведомостям» представитель компании. Количество поездок за год выросло в 4,5 раза, а число уникальных пользователей – в 2,5 раза. В этом году оператор замкнул покрытие сервисом кольцевой автодороги, что дало прирост трафика между районами.

«В этом году более 85% поездок было совершено по транспортному сценарию, в прошлом году это было 65%. То есть растем за счет транспортной модели использования, а не прогулок в парках», – рассказали в Whoosh.

В планах оператора – продолжить наращивать парк техники и расширить зоны покрытия сервисом. Кроме того, планируется технологически обновить модель самокатов и сам сервис, заниматься развитием культуры вождения – продолжить офлайн-занятия в школе вождения.

Кикшеринг Molnia за 2021 г. тоже удвоил парк – с 1000 до около 2000 самокатов. В сезоне-2022 оператор, так же как и остальные игроки рынка, планирует расширяться, но в каких масштабах – пока еще не решили. Представитель Molnia также отметил, что число поездок и пользователей увеличилось в несколько раз, но не смог привести точную статистику.

Урбанист Александр Карпов полагает, что кикшеринг может решить проблему транспортной доступности спальных районов, которую не закрывает общественный транспорт. «В спальных районах города плотность улично-дорожной сети в 4–5 раз ниже рекомендуемой. Достаточного количества общественного транспорта по ней не пустить, людям приходится ходить пешком. Использование личных машин в таких условиях заставляет пробираться внутридворовыми проездами, что создает там заторы и проблемы с парковкой», – говорит эксперт.

В то же время депутат Законодательного собрания Петербурга от «Единой России», член комиссии по безопасности дорожного движения при губернаторе Алексей Цивилев уверен, что пока инфраструктура города и законодательство не готовы к развитию кикшеринга как транспорта.

«Для этого фактически нового вида транспорта нужно изменить действующие Правила дорожного движения, включая введение ограничений. Это прерогатива федеральных властей, но пока реформа ПДД затормозилась», – пояснил он.

Цивилев напомнил, что одной из самых дискуссионных тем остается вопрос использования электросамокатов на проезжей части и на тротуарах. «На тротуаре это небезопасно для пешеходов, на дороге – для водителей самокатов. Чтобы использовать их как транспорт, Петербургу нужна серьезная специальная инфраструктура, которая с прицелом на охват всего города обойдется в миллиарды рублей», – подчеркнул Цивилев.