«Монополия» сделала ставку на аренду

Петербургский грузоперевозчик увеличивает парк техники для передачи в аренду частным водителям
В парке «Монополии» числится 1350 единиц подвижного состава, компания сдает в аренду более 400 единиц техники /monopoly.ru

Петербургская транспортно-логистическая группа компаний «Монополия» взяла в лизинг 55 тягачей Mercedes-Benz Actros, часть из которых будет сдаваться в аренду партнерам в рамках собственной программы «Монополия.Бизнес». Об этом «Ведомостям» сообщили в пресс-службе «ВТБ лизинг», предоставившей технику в лизинг, и подтвердили в пресс-службе грузоперевозчика. Общая стоимость грузовиков составила 399,7 млн руб., а сами автомобили переданы «Монополии» на условиях финансового лизинга сроком на семь лет с нулевым авансом.

Сейчас в парке «Монополии» числится 1350 единиц подвижного состава. Компания сдает в аренду более 400 единиц техники в рамках проекта «Монополия.Бизнес» и планирует расширять это направление, рассказала «Ведомостям» директор бизнес-направления «Монополия.Бизнес» Наталия Осипова. Прошедшие проверку участники проекта могут арендовать тягачи с прицепом на срок от 3 до 5 лет с правом последующего выкупа тягача. При этом они получают  доступ к платформе Monopoly.Online, на которой размещаются заявки на грузоперевозки, и другим сервисам компании.

«Участник освобожден от проблемы поиска грузов, он выбирает заявки на платформе Monopoly.Online. В рамках платформы использует сервисы для получения скидок на топливо, стояночные комплексы, шиномонтажи, автомойки, пункты питания», — рассказала Осипова. Рентабельность проекта выше, чем рентабельность работы собственного парка, подчеркнула она.

В пресс-службе «ВТБ лизинг» сообщили, что «Монополия» готова в ближайшее время заключить еще несколько подобных сделок по приобретению автопарка в лизинг для сдачи в аренду. «Проект растет быстрыми темпами, и мы постоянно докупаем тягачи», — рассказала Осипова, но не стала раскрывать объемы предстоящих закупок и долю техники, которую компания в перспективе планирует сдавать в аренду.

По мнению доцента кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Дарьи Щербаковой, благодаря развитию арендного бизнеса «Монополия» рассчитывает увеличить долю на рынке грузоперевозок, но не за счет увеличения собственных рейсов, а путем предоставления цифровых и арендных услуг. «Монополия» создала цифровую площадку, которая, по словам Щербаковой, начинает конкурировать с биржей грузоперевозок ati.su – старейшим сервисом поиска грузов в России. По данным самой компании, сейчас на площадке Monopoly.Online зарегистрировано 2000 грузовладельцев и 50 000 транспортных средств.

Сдача техники в аренду уже стала трендом для многих крупных грузовых компаний, говорит президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. «Крупные грузоперевозчики начинают избавляться от собственного парка, зарабатывая на посредничестве между заказчиком и частниками», — говорит он.

Использование подобной схемы крупными игроками позволяет решить ряд проблем, перекладывая часть рисков на арендаторов, говорит Матягин. Передавая автомобиль частнику, компания привязывает водителя к себе, поскольку обеспечивает его топливом и запчастями со скидкой и, главное – заказами.  А большинство заказчиков, сталкиваясь с мошенничеством и неисполнением обязательств со стороны мелких частников, предпочитают работать с крупными грузоперевозчиками, подчеркивает эксперт. Кроме того, у компании пропадает необходимость реализации автомобилей с пробегом, поскольку после нескольких лет эксплуатации грузовики переходят к собственникам.

Также грузоперевозчики-арендодатели сокращают налоговые и другие издержки: если средняя зарплата водителя-экспедитора сегодня составляет около 100 000 руб., то компании-перевозчику, учитывая все налоги, такой сотрудник обходится в 170 000 – 180 000 руб. «Работая на автомобилях компании и выполняя ее заказы по факту плательщиком налогов является предприниматель, в некоторой степени это оптимизация налогов», — считает Щербакова.

Учитывается и разница штрафов для юридических и физических лиц, добавляет Матягин. Например, за нарушение при весогабаритном контроле штрафы для юридических лиц доходят до 500 000 руб., а для физического лица – в районе 5 000 руб. Однако в «Монополии» уточнили, что партнером проекта может быть только юридическое лицо – индивидуальный предприниматель, поэтому разницы в размерах штрафов не будет.

Компания перекладывает на водителей и часть других рисков, например, недозагрузку, считает партнер Strategy Partners Елена Крившич, при этом получая гарантированную выручку. Комиссия «Монополии» как экспедитора может составлять 10-20% от стоимости выполненных заказов. При ежемесячном пробеге 14 000 — 15 000 км один водитель обеспечивает заказов на 7-9 млн руб. в год в зависимости от маршрутов и клиентов, уточняет она. Таким образом, компания может выручать за своею технику 1-1,8 млн руб. в год без учета издержек.

«Расширяя свое присутствие в сфере грузоперевозок, экономя на издержках за счет масштаба и цифровизации бизнес процессов, «Монополия» сможет предлагать более выгодные условия для клиентов. Мелкие компании будут вынуждены закрыть свой бизнес, а оставшиеся без работы водители перейдут в «Монополию», — резюмирует Щербакова.

Однако для самой компании эксперты видят не только преимущества, но и риски в такой модели. Несмотря на очевидные выгоды для потенциальных участников проекта, компания гарантирует не постоянную работу, а лишь доступ к базе своих заказов, говорит Щербакова. Кроме того, использование новых автомобилей увеличит ежемесячные лизинговые платежи и, соответственно, снизит ежемесячную прибыль водителя. «Это может в какой-то мере снизить поток заинтересованных партнеров», — считает Крившич, добавляя, что рентабельность проекта для частных водителей будет зависеть от условий приобретения машин, среднего пробега в рамках проекта и комиссии «Монополии».