Hyundai сделал остановку

Петербургские автозаводы приостанавливают производство или отгрузку автомобилей, но не связывают это напрямую с военной спецоперацией на Украине
В пресс-службе компании решение о приостановке завода Hyundai объяснили логистическими перебоями в поставках автокомпонентов /hyundai.ru

Петербургский завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» 1 марта объявил о приостановке производства из-за нехватки комплектующих. Как сообщили «Ведомостям» в пресс-службе Hyundai, это произошло «из-за продолжающихся глобальных логистических перебоев в поставках автокомпонентов». Предполагается, что производство будет приостановлено по 5 марта и его возобновят 9 марта.

В пресс-службе компании не стали связывать остановку работы с ситуацией, развивающейся на фоне военной спецоперации на Украине, указав на то, что логистические перебои продолжаются с конца 2020 г.

В Петербурге расположены еще два крупных автозавода иностранных производителей –Toyota и Nissan. Toyota 28 февраля объявила об остановке работы с 1 марта на всех своих 14 заводах и 28 производственных линиях в Японии. Тем не менее, как сообщили в пресс-службе Toyota, завод в Петербурге продолжает работать в штатном режиме. Происходит ли отгрузка дилерам, в компании не уточнили, заявив, что подробности станут известны в ближайшее время.

В пресс-службе «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» на звонки корреспондента «Ведомостей» не ответили. По данным «Делового Петербурга», предприятие продолжает работу, но отгрузка машин дилерам пока приостановлена.

Эксперт аналитического агентства «AutoDealerСПб» Денис Гаврилов говорит, что компании следят за ситуацией и за тем, что будет происходит в финансовом секторе, с этим могут быть связаны решения о приостановке отгрузки.  Также он отмечает, что появляются проблемы с логистикой. «Некоторые компании заявляют, что временно не доставляют груз по морю, непонятно, какие границы открыты, а какие закрыты. Это осложняет производство машин», – поясняет он. 

«Основная проблема сейчас – по ограничению логистики и поставки запчастей. Это более значимо, чем остановка отгрузок отдельным брендам», – говорит независимый эксперт автомобильной и транспортной индустрии Сергей Бургазлиев.

Следующим шагом, который могут сделать автопроизводители, может стать сокращение модельной линейки, но совсем покидать российский рынок им не выгодно, говорит Бургазлиев. Во-первых, учитывая нынешний курс, по сравнению с Европой рабочая сила в России подешевела, отмечает он. «Во-вторых у всех крупных автопроизводителей здесь есть заводы. И даже если кто-то захочет уйти, у нас вступил в силу закон о запрете выхода из российских активов», – говорит он, добавляя, что продать заводы и найти покупателя в сжатые сроки будет сложно.

1 марта стало известно, что власти России введут временные ограничения на выход зарубежных инвесторов из российских активов, объявил премьер Михаил Мишустин на совещании по поддержке экономики на фоне санкций. Проект соответствующего указа президента подготовлен, рассказал он.

Бургазлиев указывает, что по сравнению с 2021 г. рынок в любом случае ждет падение, даже без учета возможного сокращения или приостановки автопроизводства. «Вопрос в платежеспособности спроса, потому что ставка огромная, кредиты дешевые закончились, машины подорожали и их нет – рынок, очевидно, среагирует снижением. Это факт. При оптимистичном сценарии продажи упадут на 5%», – говорит эксперт, добавляя, что с начала военной операции цены по всем иномаркам в среднем уже выросли на 9–12%. Для сравнения: за весь прошлый год отмечался рост на 14–19%. Гаврилов указывает, что у некоторых автомобилей в моменте стоимость выросла на 20–30%.

По мнению Гаврилова, самым приемлемым сценарием на рынке продаж автомобилей в этом году станет уровень прошлого года. «Был дефицит автомобилей, были проблемы с поставками дилерам, у дилеров не было достаточного предложения для удовлетворения спроса. Прошлый год был неидеальным, но если мы повторим этот результат, то будет хорошо», – говорит эксперт.

При самом пессимистичном сценарии Бургазлиев считает, что снижение объема продаж будет оцениваться максимум в 15% в случае отсутствия мер поддержки со стороны государства.

Пессимистичный сценарий Гаврилова –  падение продаж на 30–40%. Как говорит аналитик, в случае ухода некоторых брендов с российского рынка, их место займут китайские и корейские производители. «В основном о приостановке говорят европейские и североамериканские марки. Я думаю, что корейские бренды нарастят долю, поскольку они уходить не будут, и, конечно, китайские. Когда ушли Opel, Chevrolet, Ford, этим воспользовались корейские бренды. Сейчас основными бенефициарами могут стать в основном китайские бренды», – говорит Гаврилов.