Метро наехало на доллар

Из-за ослабления рубля и удорожания стройматериалов «Метрострою Северной столицы» придется объявлять новые конкурсы на закупки
Власти Петербурга заявили о том, что разрабатывают меры поддержки для строительства метрополитена /«Метрострой»

Единственный подрядчик строительства петербургского метрополитена – «Метрострой Северной столицы» (МССС) –  столкнулся со сложностями из-за падения курса рубля, сообщил «Ведомостям» представитель компании. В условиях отдельных контрактов на поставку стройматериалов для прокладки метрополитена был зафиксирован курс около 70 руб. за $1, на 18 марта ЦБ установил курс 104,8 руб. за $1.

«Курс вырос, и часть поставщиков физически не могут поставить материалы», – рассказал представитель МССС, но не уточнил, какие именно поставщики отказали в поставке продукции.

В пресс-службе МССС также сообщили, что компании придется объявлять новые конкурсы на закупку стройматериалов из-за роста их себестоимости, так как текущие закупки стали неактуальны. По оценке метростроительной организации, в среднем стоимость новых контрактов может вырасти на 20%. Генеральный директор СК «Стройкрафт» Николай Большаков рассказал «Ведомостям», что с 24 февраля все строительные материалы (песок, цемент, бетон и др.) подорожали на 20–60%.

По данным сайта госзакупок, сейчас в стадии подачи заявок находятся 22 конкурса, объявленные компанией. Так, МССС планирует закупить контактные электровозы на 62,7 млн руб., дизельные электростанции на 69 млн руб., арматуру на 25 млн руб., спецодежду на 54 млн руб., отбойные молотки на 54,8 млн руб. и тоннельные миксеры на 66 млн руб. и другие товары. 

Кроме того, в МССС опасаются, что проблемы могут возникнуть и с обслуживанием иностранного оборудования. Сейчас доля российской и иностранной техники  у компании примерно 50% на 50%.

Несмотря на возникшие сложности,  в пресс-службе МССС заверили, что предпосылок для переноса сроков строительства станций метро нет. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) также сообщили, что не прогнозируют срыва запуска новых станций. «Разработана производственная программа. Пока все в графике», – говорится в ответе КРТИ на запрос «Ведомостей». К 2024 г. в Петербурге планировали сдать сразу три новые станции метро: «Путиловскую», «Юго-Западную» и «Горный институт» (в последний раз новые станции открывали в городе в 2019 г.). До конца 2030 г. предполагалось ввести в общей сложности 21 новую станцию, а в 2037 г. – начать строительство кольцевой линии петербургского метрополитена.

Эксперт  в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев говорит, что последние экономические события не могут совсем не отразиться на строительстве петербургского метрополитена и объектов транспортной инфраструктуры города. По его оценке, возможно смещение сроков ввода новых станций, но оно будет зависеть от конкретного объекта и степени его готовности. Даты открытия станций могут сдвигать на период от нескольких месяцев до нескольких лет, говорит эксперт.

Транспортный инженер Иван Вергазов тоже сомневается, что с учетом повышения цен на стройматериалы и трудностей с закупками МССС сможет сохранить запланированный график строительства. По его оценке, можно говорить об изменении нового графика с переносом сдачи отдельных объектов на годы. Бурцев поясняет, что это связано не только с наложенными на Россию санкциями, но и с нарушением логистических цепочек и невозможностью поставлять технику и оборудование по прежним каналам. Также он отметил, что сейчас многие поставщики столкнулись с тем, что поставлять продукцию по старым ценам, зафиксированным в договорах, невозможно.

Власти Петербурга уже заявили о том, что разрабатывают меры поддержки для строительства метрополитена. 12 марта во время инспекции работ на станции «Юго-Западная» Красносельско-Калининской линии губернатор Александр Беглов рассказал, что не видит проблем для проведения дальнейших работ даже с учетом санкций. «Все необходимое у нас есть. Если чего-то не хватает, мы готовы заменить это российским оборудованием и материалами», – пояснил он. В пресс-службе КРТИ не смогли сообщить, какие именно меры разрабатывают власти, отметив только, что «проводятся оперативные мероприятия с участием вице-губернатора Петербурга Максима Соколова», создана рабочая группа, «связанная с нейтрализацией влияния сложившейся ситуации на строительство метрополитена».

В МССС тоже затруднились ответить, о каких мерах поддержки строительства метрополитена идет речь.  «Мы пока не знаем, какие нам предложат меры, скорее всего, они будут комплексными. Например, льготные кредиты, налоговые послабления», – прокомментировали в пресс-службе.

Эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин говорит, что, несмотря на оптимистичный настрой властей, полного импортозамещения при строительстве метро, как и в транспортной отрасли в целом, в ближайшие годы достичь невозможно. Объявленные же новые конкурсы на закупку отечественного оборудования взамен импортного тоже грозят остаться без участников: российские компании опасаются входить в новые проекты на фоне высокой волатильности рынка. В качестве примера он привел недавнюю отмену конкурса комитета по транспорту на поставку трамвайных вагонов за 11,6 млрд руб. – на аукцион не вышел ни один подрядчик.