Петербургские кондитерские фабрики повышают цены на сладости
Из-за роста себестоимости сырья производители увеличивают отпускные цены на 20–30% и ищут аналоги импортных ингредиентовКрупные петербургские производители кондитерских изделий поднимают отпускные цены на свою продукцию. В пресс-службе кондитерской фабрики «Нева» «Ведомостям» сообщили, что сейчас ведут работу по увеличению отпускных цен от 20% до 30% в зависимости от вида продукции. PR-директор кондитерской фабрики «Север-Метрополь» Анастасия Баринова тоже говорит о росте отпускных цен на 20–25%. В пресс-службе шоколадной фабрики «Конфаэль» сообщили, что цены на готовую продукцию в собственных бутиках уже увеличили на 10%, но в дальнейшем возможен рост до 50%.
В пресс-службе «Невы» повышение цен объяснили ростом стоимости сырья и упаковки. Несмотря на то, что фабрика рассчитывалась с поставщиками как в долларах, так и в рублях, цена сырья была привязана к курсу валют.
Переоценку сейчас проводят и небольшие кондитерские, которые сами изготавливают сладости. Как рассказала «Ведомостям» маркетолог «Бюро вкуса» Екатерина Шокина, они проводят переоценку каждый год, но в этот раз пришлось провести ее повторно на некоторые категории товаров из-за роста цен на импортное сырье.
Вице-президент российской гильдии пекарей и кондитеров, председатель совета директоров шоколадной фабрики «Конфаэль» Ирина Эльдарханова рассказала, что на отдельные импортные компоненты цены выросли кратно, а рост стоимости был отмечен еще до начала военной операции на Украине. «Само сырье дорожает практически еженедельно. Эта ситуация происходит не только с конца февраля, она длится уже долгие месяцы, когда в течение недели на некоторые ингредиенты цена может вырасти на 15%», – говорит она. Например, лимонная кислота с августа по декабрь 2021 г. подорожала в пять раз.
В этом году сырье продолжило дорожать еще быстрее. «За последние полтора месяца наиболее востребованные в кондитерской промышленности продукты масложировой группы выросли в цене на 30% и более», – рассказал исполнительный директор ассоциации предприятий кондитерской промышленности АСКОНД Вячеслав Лашманкин. По словам Шокиной, стоимость сахарной бумаги в этом году выросла в 3,5 раза. Себестоимость сырья в каждом изделии с начала года увеличилась практически вдвое, подсчитала Эльдарханова.
Лашманкин добавляет, что дополнительные сложности возникают с логистикой. Кондитерские фабрики начали испытывать проблемы с поставками сырья, которое не произрастает или не производится на территории ЕАЭС (в России, Казахстане, Белоруссии, Армении и Кыргызстане). В пресс-службе «Невы» рассказали, что пока не смогли найти полные аналоги импортных компонентов: «Проводим работы по поиску поставщиков и по тестированию. Например, ароматизаторы могут заявляться аналогами по параметрам, но фактически давать иной вкусовой оттенок или даже оказывать влияние на органолептику продукта».
Кондитерские фабрики также столкнулись с трудностями при экспорте. «Наземный транспорт задерживается на таможне, рассматриваем пути решения, которые предлагают компании-перевозчики. Пока, согласно поступающим данным, альтернативные варианты существенно дороже и к оптимальному решению мы еще не пришли. Работаем в этом направлении», – рассказали в пресс-службе «Невы».
Эльдарханова отмечает, что в сложившихся условиях фабрики не получали никакой реальной поддержки от властей, им недоступны льготные кредиты для сферы АПК. Она говорит, что взять кредит по ранее действовавшим для компании ставкам уже нельзя, новые программы поддержки не запущены. «Пока по малому и среднему бизнесу есть много заявлений, деклараций, но никаких инструкций в банках нет», – рассказала она. Многие компании, которые поставляют продукцию в торговые сети, традиционно пользуются факторингом – пополнением оборотных средств при поставках с отсрочкой платежа, но сейчас этот инструмент стал практически недоступен. «Если раньше это стоило 10–12% [годовых], то сегодня – 27%. Многие компании не могут им пользоваться, потому что это путь в никуда», – подчеркивает эксперт.
По мнению Эльдархановой, кондитерскую отрасль ждет снижение доходов, отдельные небольшие предприятия окажутся на грани разорения. Помимо этого у всех производителей будут снижаться объемы продаж.