«Большой порт Санкт-Петербург» может лишиться до 70% грузов

После приостановки работы иностранных контейнерных линий власти и ОЖД ищут новые маршруты для доставки сырья и товаров
Сейчас грузооборот Северо-Западного бассейна состоит только из тех грузов, которые были отправлены до введения санкций /SEAPORT.SPB

«Большой порт Санкт-Петербург» в марте сократил обработку контейнерных грузов из-за проблем с логистикой. В пресс-службе городского комитета по транспорту «Ведомостям» сообщили, что в порту «наблюдается приостановка захода судов контейнерных линий», но отказались раскрывать информацию о том, насколько снизился грузооборот контейнеров.

1 марта датский перевозчик Maersk сообщил о временной приостановке приема новых заявок на перевозку, за исключением продовольственных грузов, а также грузов медицинского и гуманитарного назначения. На таких же условиях с 1 марта приостановили прием заказов швейцарская MSC и французская контейнерная линия CMA.

По данным Администрации морских портов Балтийского моря, за два первых месяца года на контейнеры пришлась почти половина всего грузооборота петербургского порта – 4,2 млн т (или 336 000 teus) из  9,5 млн т. При этом оборот контейнеров вырос на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обработка контейнерных грузов показала положительную динамику после продолжительного снижения, сообщало «Агентство внешнего транспорта».

Заместитель председателя городского комитета по транспорту Алексей Львов на совещании с представителями отрасли рассказал, что большая часть контейнерных грузов, которые поступали в Петербург, содержали сырье и комплектующие для промышленных предприятий. «Те грузы, которые имеют направление в Россию, по сути, были остановлены, и на эту ситуацию наложился отказ трех ведущих контейнерных перевозчиков. Букинг на доставку контейнеров в порт Санкт-Петербурга приостановлен на неопределенное время», – отметил он.

Из-за проблем с доставкой сырья и комплектующих уже нескольким крупным предприятиям города и Ленобласти пришлось приостанавливать работу. Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат в Ленинградской области, принадлежащий «Сильвамо Корпорейшн Рус», столкнулся с нехваткой импортируемых химикатов, из-за этого предприятие неделю не работало. «Отсутствие поставок химикатов для отбеливания бумаги лишают весь Северо-Западный регион производства бумаги», – отметил Львов.

Сейчас власти совместно с Октябрьской железной дорогой разрабатывают альтернативные маршруты перевозок грузов. В первую очередь будет задействован железнодорожный транспорт. «У нас появляются два направления: восточное – с использованием железной дороги, то есть движение до дальневосточных портов и далее через всю страну. Либо южное направление – до южных портов и далее, либо железная дорога, либо возможное подключение автомобильного транспорта», – рассказал Львов.

По данным Октябрьской железной дороги, сейчас ОЖД постоянно проводит совещания с грузоотправителями, чтобы переориентировать их в обход петербургского порта внутри России или через другие доступные заграничные направления, рассказал начальник Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Павел Соловьев. Кроме того, ОЖД предлагает грузоотправителям вместо морских портов использовать для накопления и перевалки грузов мощности так называемых «сухих портов» – это площадки у станции Шушары, грузовой терминал «Предпортовый» и «Заневский пост».

Руководитель отдела оформления товаров в морских пунктах пропуска ООО «Восход» Александр Никитин говорит, что грузооборот Северо-Западного бассейна сейчас состоит только из того, что было отправлено до введения санкций. В дальнейшем, по его словам, ожидается полное отсутствие контрактования товаров, так как грузоотправители столкнулись не только с приостановкой работы контейнерных линий, но и с проблемами в оплате за товар.

«Да, есть идея переваливать грузы в обход европейских хабов в марокканском порту Касабланка. Но туда надо еще загнать перевозчиков. Для Петербурга вообще не остается грузооборота. Тут будет достаточно маленького порта, размером с рыбный порт, который будет что-то добирать», – считает Никитин.

Грузоотправители, которые вынуждены сейчас искать обходные маршруты, уже говорят о серьезном росте как денежных, так и временных затрат. По словам исполнительного директора компании «Морское грузовое бюро» Андрея Ющенко,  из-за новых маршрутов время доставки грузов уже увеличилось на 1–2 недели. По данным Никитина, стоимость доставки выросла на всех направлениях: если раньше перевозка груза по маршруту Петербург–Стокгольм стоила 1400 евро, то сейчас – 2800 евро. Ставки на отправку товаров в Турцию выросли почти в три раза. Компании начали искать партнеров в восточном направлении. «Азия, Китай, Индия будут нашими торговыми партнерами. Но в этой связи возникает вопрос – зачем порт Петербурга?», – комментирует он.

По оценке директора по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексея Мисаилова, в портах останется около 30% от обычного трафика. «По моим подсчетам грузопоток Большого порта Петербурга и портов Северо-Запада упадет на 70%», — говорит он. Оставшийся грузопотока придется на компании, которые не приостановили деятельность в России, и на товары, не попавшие в санкционные списки:  продукты, лекарства и др. Стивидорные компании будут вынуждены перейти в режим экономии и оставаться на плаву, говорит эксперт.

Генеральный директор компании «Внештранспорт» Александр Радеев не сомневается, что рано или поздно кризис закончится, и логистика через «Большой порт Санкт-Петербург» будет восстановлена. Вряд ли нынешняя ситуация приведет к закрытию действующих портов, говорит он. «Но даже если все закончится прямо сейчас, на восстановление всей логистики уйдет несколько месяцев», – уверен Радеев.