Иностранцы подстраиваются под санкции

Решившие остаться в Петербурге иностранные компании ищут обходные пути для расчетов и меняют логистику
Четверть компаний отмечает сложности при осуществлении валютных переводов и финансирования, а также проблемы с ликвидностью /PIXABAY

Иностранный бизнес, решивший продолжить работу в Петербурге, столкнулся с невозможностью вести расчеты с партнерами и материнскими компаниями в Европе и США. По данным опроса, проведенного Российско-Германской внешнеторговой палатой (ВТП), 24% из всех оставшихся в Петербурге немецких компаний испытывают сложности при осуществлении валютных переводов и финансирования, а также проблемы с ликвидностью, рассказал журналистам директор филиала «Северо-Запад» Российско-Германской ВТП Владимир Никитенко.

По его данным, 93% членов палаты на Северо-Западе выразили готовность продолжить работу в России несмотря на санкции и обострение геополитической ситуации. В конце прошлого года в Петербурге насчитывалось 450 компаний с немецким капиталом. Всего же в Северной столице, по данным ФНС и РАФП, в начале года работали 2888 компаний с иностранным участием и 82% из них были связаны с «недружественными» странами.

Генеральный директор учрежденной в Петербурге «дочки» одной из немецких компаний рассказал «Ведомостям» на условиях анонимности, что главной проблемой для оставшегося в России иностранного бизнеса стали трудности с финансовыми расчетами. Компании стало сложно производить взаиморасчеты с зарубежными партнерами даже по действующим контрактам. «Тут и курсовые потери, и возможный отказ иностранных партнеров осуществлять денежные переводы в Россию», — пояснил он.

В компании «Страховой брокер «Интерис» (одним из учредителей является иностранный гражданин Девис Франк Петер Шарль) тоже сообщили о проблеме расчетов с зарубежными партнерами. Генеральный директор Наталья Еремеева говорит, что это сделает невозможным ведение внешнеэкономической деятельности. «Решение этих проблем лежит исключительно в политической плоскости, экономические меры не помогут», – считает Еремеева.

Управляющий партнер Capital legal Services Владислав Забродин, который специализируется правовых услугах для российских и иностранных компаний, говорит, что решением вопроса с расчетами для иностранного бизнеса может стать открытие новых счетов в не попавших под санкции российских банках. Но часто проблемы возникают уже на стороне иностранного партнера. «Мы видим ситуацию, когда иностранные банки действуют жестче, чем сами страны, объявившие санкции», — говорит Забродин.

Еще одна серьезная проблема, с которой пришлось столкнуться «дочкам» иностранных компаний в Петербурге – логистика. Работа «Большого порта Санкт-Петербург» оказалась практически парализована после ухода иностранных контейнерных линий. Транспортные компании вдвое повысили цены на перевозки, многие привычные маршруты для поставки в Петербург сырья и комплектующих из США и Европы оказались недоступны. Генеральный директор ООО «Увекс СПР» (входит в Uvex Group, учредитель – немецкая Uvex Arbeitsschutz Gmbh) Лев Шапиро рассказал, что компания столкнулась с резким ростом логистических затрат и отменой хеджирования валютных рисков: «Курс вырос, что ударило по бизнесу и планированию. На фоне негативных ожиданий наши поставщики перешли на предоплату».

Заместитель генерального директора петербургского представительства Johnson Controls (головная компания зарегистрирована в Ирландии, но руководство находится в США) Семен Самсонов говорит, что компания хоть и объявила о приостановке работы и приеме заказов в России, местному офису придется работать еще как минимум год. «Компания обязана довести все подписанные контракты, а их достаточно много. Закрытие контрактов по поставке может длиться от полугода до года», — поясняет он.

Но даже чтобы закрыть текущие контракты, российской «дочке» Johnson Controls придется полностью перестраивать свою работу. Компания занимается производством и поставкой кондиционеров и холодильного оборудования, часть из которого выпускает на своем заводе в Московской области. Но из-за проблем с логистикой она не может теперь завозить в страну европейские комплектующие. «Сейчас мы переориентируемся на российское производство, на китайские заводы», — рассказал Самсонов.

Заведующая кафедрой экономики и предпринимательства СПбГЭУ Елена Ялунер говорит, что для возобновления логистики с иностранными партнерами компаниям теперь придется привлекать третьи страны и контрагентов для создания сложных логистических цепочек. Профессор СЗИУ РАНХиГС Людмила Пушкарева тоже считает, что единственный путь для поставок иностранных товаров и комплектующих сейчас – через государства, не поддержавшие санкции против России. В то же время ряд иностранных компаний рассматривают ситуацию как временную и пока не спешат кардинально пересматривать логистические цепочки и механизмы расчетов, отмечает Забродин.