Рестораторы хотят расплачиваться по-быстрому
Заведения начали внедрять оплату через СБП из-за высокой комиссии за эквайринг и невозможности расплачиваться через смартфоныВладельцы петербургских кафе и ресторанов после ограничения безналичного расчета по Apple Pay и Google Pay начинают переходить на расчеты с посетителями при помощи системы быстрых платежей (СБП) по QR-коду. Об этом «Ведомостям» рассказал исполнительный директор объединения «Рестоград» Александр Ружинский и подтвердили несколько рестораторов. Ружинский затруднился назвать, какая доля заведений общепита Петербурга уже начала использовать СБП, отметив только, что она будет расти. О введении нового вида оплаты либо о планах его внедрить «Ведомостям» рассказали представители сетей «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури», ресторанной группы «Комитет», «Барслона» и др.
ЦБ начал поэтапный запуск СБП с 2019 г. Сейчас с помощью системы деньги можно моментально переводить не только между счетами физлиц в разных банках по номеру телефона, но и перечислять по QR-коду со счета физического лица юридическому и наоборот. С 2022 г. также стал возможен перевод по СБП между юрлицами.
В заведениях общепита платежи принимают по QR-коду на чеке, который печатает касса. По словам Ружинского, использование QR-кодов в заведениях общепита стало не только альтернативой Apple Pay, но и способом для ресторанов сэкономить на фоне резкого роста затрат из-за удорожания продуктов и перевозок.
По данным ЦБ, комиссии за эквайринг могут достигать до 2,2% в зависимости от типа карты или вида деятельности предприятия. В конце марта ЦБ принял решение временно установить максимальное значение эквайринговых комиссий на период с 18 апреля по 31 августа 2022 г. на уровне 1% для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги. Ресторанный бизнес в эту категорию не попал.
По данным Managment Company (управляет брендами «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури»), в среднем комиссия банков в Петербурге за торговый эквайринг в ресторанных сетях и кафе составляет 1,39-2,2% от всей выручки. Интернет-эквайринг за электронные заказы (например, на доставку) – еще выше: 1,87%-2,7%. При этом через эквайринг у сетей проходит 83-89% всей торговой выручки, не считая доставку.
Система оплаты через СБП по QR-коду позволяет бизнесу существенно сэкономить на комиссии за безналичные платежи, поскольку ее размер варьируется от 0,4%до 0,7%. Более того, до июля этого года небольшие заведения могут вообще за нее платить: ЦБ обещает возмещение малому и среднему бизнесу всех уплаченных комиссий по операциям, совершенным через СБП с 1 июля 2021 г. по 1 июля 2022 г.
«Высокий процент комиссии по эквайрингу – перманентно обсуждаемая тема, но она обострилась на фоне текущей экономической ситуации. Острее всего эта проблема отражается на крупных сетевых компаниях с большим количеством чеков, для них эти доли проценты в обороте имеют принципиальное значение», — говорит Ружинский. Генеральный менеджер Managment Company Максим Кораблев-Дайсон подсчитал, что внедрение системы быстрых платежей по QR-коду могло бы сократить расходы ресторанного бизнеса по безналичному расчету в 3-4 раза.
Например, условное заведение с ежедневной средней выручкой 100 000 руб. в день могло бы платить комиссию за безналичный расчет по СПБ 130 000 — 230 000 руб. в год вместо комиссии за эквайринг 430 000 – 720 000 руб. в год (при оплате комиссии 0,4-0,7% вместо 1,3-2,2%).
Тем не менее, внедрение новой системы несет свои риски, говорит генеральный директор «Барслона» Александр Тыричев. При использовании системы заведения могут столкнуться с мошенничеством, когда, например, гость показывает фейковое уведомление о проведенном платеже, но на деле оплата оказывается не произведена. «Я проводил изучение данного вопроса и столкнулся с тем, что с быстрыми платежами связано много историй мошенничества. Заведения, которые интегрировали себе систему и пробовали ее, потом долго пытались доказать кражу, поскольку банк за это по факту не отвечает», — говорит Таричев.
Кораблев-Дайсон рассказал, что его сеть столкнулась с техническими сложностями. Компания внедрила оплату по QR-кодам для интернет-эквайринга для оплаты доставки, но пока не может запустить оплату торгового эквайринга на кассах. «У нас трудности со стороны кассовой системы, пока решаются технические вопросы», – пояснил он.
В сети ресторанов Арама Мнацаканова сейчас тоже изучают новую форму оплаты. «Для нас всегда главный вопрос – это удобство для гостей, принимают ли они это. Сейчас, похоже, все к этому готовы, мы будем вводить систему. Но пока изучаем этот вопрос», — прокомментировал генеральный управляющий Александр Батушанский.
Генеральный директор сети кофеен «Чайникофф» Михаил Гусейнов не видит необходимости менять формы оплаты. Он рассказал, что у компании с банком заключен договор на выгодных условиях, благодаря которому нет необходимости искать экономически более выгодный вариант безналичного расчета, комиссия за эквайринг составляет всего 1%. «В нашем случае овчинка не стоит выделки. Плюс людям же надо все это донести, объяснить. Все-таки любое новшество требует времени на внедрение», — говорит Гусейнов, отмечая, что пока компания наблюдает за тем, как другие рестораторы применяют технологию.
Ружинский говорит, что в повсеместную практику использование QR-кодов пока не вошло, но у клиентов будет расти потребность в этом сервисе: «Это связано с удобством для клиентов, которые привыкли не носить карты и пользоваться смартфоном для проведения платежей». В то же время он отмечает, что QR-коды не станут полноценной заменой Apple Pay и Google Pay: они не такие удобные и не все банки сейчас поддерживают функцию оплаты.