Global Ports теряет рейтинги вместе с грузами

«Эксперт РА» снизило кредитные рейтинги группы и облигаций ее ключевого петербургского актива — «Первого контейнерного терминала»
«Первый контейнерный терминал» в Большом порту Санкт-Петербурга – ключевой актив Global Ports /PIXABAY

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности Global Ports Investments Plc, ключевыми активами которой являются стивидорные компании в Петербурге и Ленинградской области. Рейтинг был снижен c ruAA со стабильным прогнозом до ruAA-, говорится в сообщении агентства.

Кроме того, вслед за снижением рейтинга головной компании агентство снизило кредитные рейтинги трех находящихся в обращении облигационных выпуском «Первого контейнерного терминала» (ПКТ), расположенного в Большом порту Санкт-Петербург. В 2015-16 гг. ПКТ разместил три облигационных займа по пять млрд руб., обеспеченные офертами Global Ports. Срок обращения каждого выпуска – 10 лет. 13 мая «Эксперт РА» понизило кредитные рейтинги облигаций ПКТ до уровня ruAA- (до этого действовал рейтинг ruAA). Агентство также снизило кредитный рейтинг облигаций другого портового актива Global Ports — «Восточной стивидорной компании», расположенной на Дальнем Востоке (в 2020-21 гг. она выпустила  два пятилетних займа на 12,5 млрд руб.).

«Снижение рейтинга группы обусловлено сильно ухудшающимися перспективами развития транспортной отрасли РФ и портовой контейнерной перевалки, в частности, что приведет к существенному падению объемов бизнеса (преимущество в портах Балтийского бассейна) по итогам 2022 г. как в натуральном, так и денежном выражении», — говорится в сообщении «Эксперт РА».

Чем управляет Global Ports

Ключевые активы группы – «Первый контейнерный терминал» и «Петролеспорт» на территории Большого порта Санкт-Петербург и «Восточная стивидорная компания» на территории порта Восточный. Также группа осуществляет контроль над «Усть-Лужским контейнерным терминалом» на территории порта Усть-Луга. Некоторыми активами группа владеет на условиях совместного контроля. В партнерстве с CMA Terminals Группа управляет контейнерным терминалом «Моби Дик» в г. Кронштадт, который прекратил перевалку контейнеров в 2020 г., двумя контейнерными терминалами Multi-Link Terminals в Финляндии и логистическим парком «Янино» в Ленинградской области.

«Первый контейнерный терминал» в Большом порту Санкт-Петербурга с пропускной способностью по причалам 1,25 млн TEU в год – ключевой актив Global Ports Investments Plc. Кроме того, в Петербурге расположен другой крупный актив группы — «Петролеспорт» (способен переваливать 1 млн TEU контейнеров в год). По данным «Администрации морских портов Балтийского моря», в марте этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года общий грузооборот контейнеров в порту Петербурга упал на 56% до 101 145 TEU.

Также группа осуществляет контроль над «Усть-Лужским контейнерным терминалом» (мощность по причалам 440 000 TEU в год) на территории порта Усть-Луга. В марте грузооборот контейнеров всех стивидорных компаний в порту Усть-Луга просел в 5,5 раз – с 3159 до 573 TEU.

По данным группы, в январе-марте компания перегрузила в Петербурге и Ленобласти в целом 218 000 TEU, что на 15,5% меньше, чем в I квартале 2021 г. Во всем Балтийском бассейне (включая Калининград) перевалка группы в I квартале упала почти на 15%, сообщается на сайте Global Ports.

Директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов поясняет, что после удачного января-февраля существенное снижение грузооборота контейнеров в портах Балтийского бассейна произошло после введения антироссийских санкций, а также отказа международных морских контейнерных линий обслуживать российские грузы. 1 марта о временной приостановке приема новых заявок на перевозку, за исключением продовольственных и грузов медицинского и гуманитарного назначения, сообщили датский перевозчик Maersk, швейцарская MSC и французская контейнерная линия CMA.

В «Эксперт РА» предполагают, что порты Балтийского бассейна в этом году могут потерять до 60% всего грузооборота контейнеров. По оценке директора по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексея Мисаилова, потери будут еще больше – 80-90%. Он отмечает, что сейчас в портах Петербурга и Ленобласти, в основном, осталась перевалка только тех грузов, которые разрешены для перевозки через границы ЕС – это лекарства, продукты и гуманитарные грузы. Более того, на фоне всех ограничений, связанных с уходом международных контейнерных линий, с запретом на заход российских судов в европейские порты, наложенных санкций на экспорт многих российских товаров, стивидорные компании Петербурга и Ленобласти ощутили еще и дефицит самих контейнеров.

«Почти все контейнеры принадлежали компаниям Maersk, MSC, CMA и др. И сейчас они занимаются эвакуацией своего оборудования вплоть до того, что отправляются пустые контейнеры. Поэтому стивидоры столкнулись еще и с отсутствием контейнеров на российском рынке», — поясняет Мисаилов.

В то же время эксперт отмечает, что активы в разных регионах помогут Global Ports диверсифицировать бизнес. В состав группы входит «Восточная стивидорная компания» (ВСК, пропускная способность по причалам 700 000 TEU в год). По итогам I квартала этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого группа увеличился грузооборот на Дальнем Востоке на 29,7% до 146 000. «Сейчас компания сместит фокус на Дальний Восток и за счет этого будет поддерживать инфраструктуру на Балтике, чтобы после отмены санкций была возможность перезапуститься без глобальных инвестиций», — считает эксперт.

Аналитик «Фридом Финанс» Владимир Чернов тоже считает, что товарооборот портов Дальнего Востока продолжит рост. «В текущем году в России происходит переориентация внешней торговли, поэтому объемы перевозок по Балтике, направленные на товарооборот со странами ЕС, снижаются быстрыми темпами. Зато растет товарооборот портов Дальнего Востока», — подчеркивает он. По данным «Ассоциации морских портов России», в I квартале грузооборот Восточного порта, на территории которого находится ВСК, вырос на 5,3% до 19,8 млн т.

Финансовый аналитик, автор стратегий автоследования компании «Финам» Дмитрий Марков добавляет, что компании потребуется время на перестройку бизнеса в новых условиях. Но в перспективе она сможет вернуть позиции рейтинга. «В долгосрочной перспективе вероятно восстановление рейтингов благодаря росту бизнеса на Дальнем Востоке, развитию параллельного импорта, смягчению санкций и улучшения условий международной торговли после завершения СВО», — отметил эксперт.

Кому принадлежит Global Ports

Основным акционером Global Ports является транспортно-логистический холдинг ГК «Дело» (30,75%). Портовый оператор APM Terminals B.V. владеет 30,75% акций Global Ports. 20,5% акций обращаются в форме глобальных депозитарных расписок. Компаниям Ilibrinio Establishment Ltd и Polozio Enterprises Ltd принадлежит по 9% акций.

Но помимо снижения грузооборота «Эксперт РА» отмечает и другие риски для Global Ports. В марте портовый оператор APM Terminals B.V., владеющий 30,75% акций компании, заявил о том, что планирует продать свой пакет. «Изменение прогноза учитывает потенциальную возможность дальнейшего ухудшения операционной и макроэкономической среды, что может привести к еще большему сокращению бизнеса, чем предполагает агентство, а также потенциальную смену контролирующего собственника группы, что может также привести к рискам смены операционной и финансовой стратегий группы», — говорится в сообщении рейтингового агентства.