Грузоперевозчики не доехали до ЕС

Европейские санкции привели к снижению объемов грузоперевозок через границы ЕС на Северо-Западе на 80–85%
На рынке осталось не более 20% грузов, подходящих для перевозки через границу ЕС /Freepik

Объем международных грузоперевозок через границы ЕС на территории Северо-Западного федерального округа из-за введенных санкций упал на 80–85%. Об этом «Ведомостям» рассказали представители транспортных компаний со ссылкой на собственную статистику, данные «Ассоциации международных автомобильных перевозчиков» и ФТС.

8 апреля Евросоюз утвердил пятый пакет санкций против России, в рамках которого ввел запрет на въезд в ЕС автомобилей российских автотранспортных предприятий, включая транзит. Исключение сделали только для машин, перевозящих фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные и пищевые продукты, а также гуманитарные грузы. 25 мая Минпромторг России поддержал введение ответной меры – запрет на въезд грузоперевозчикам из ЕС на территорию РФ, но пока она не утверждена. Кроме того, в рамках разных пакетов санкционных мер были введены запреты на ввоз в Россию из стран ЕС различных товаров и продуктов: высокотехнологичную электронику, программное обеспечение, чувствительные машины и транспортное оборудование, морепродукты, алкоголь и др. Множество российских товаров тоже попало под запрет для ввоза в ЕС.

По оценке председателя комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской ТПП и основателя транспортной компании «УК «Комгрупп холдинг» Антона Кривошеева, после запрета на въезд в ЕС и ограничения импорта и экспорта товаров, на рынке осталось не более 20% грузов, подходящих для перевозки через границу. Однако полностью перевозки не остановились. «Сейчас товары из ЕС доставляют в основном иностранные компании», – говорит директор по развитию компании «Внештранспорт» Роман Каплун. Российские же перевозчики могут перевозить грузы только до границы со странами ЕС, где их либо перегружают иностранному партнеру на российской стороне, либо делают перецепку груза на тягачи западной компании в нейтральной зоне. В СЗФО такая схема используется  в том числе на российско-финской и российско-латвийской границах, через которые осуществляется основной грузопоток в ЕС.

«На Северо-Западе активно работает схема перецепки. Прицепы – либо российские, либо финские, тягачи – местный в России и финский в ЕС. Но проблема в том, что, например, в самой Финляндии просто не хватает автопарка для обслуживания всего потока грузов, которые идут из России», – подчеркивает Каплун. 

Директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов говорит, что методом перецепки в СЗФО перевозится до 60–70% всех оставшихся на рынке грузов. Остальные  30–40% забрали на себя иностранные компании. По оценке Кривошеева, сейчас на северо-западных пунктах пропуска перецепляется от 50 до 100 фур в сутки. 

Зависимость от европейских партнеров уже привела к росту цен на грузоперевозки в 3–5 раз, отмечает Кривошеев. «Прибалтийские, финские и немецкие компании повысили ставки в 3–5 раз. Если раньше в среднем перевозка  (одной фуры из Петербурга в Европу. – «Ведомости») стоила 3500 евро, сейчас она обходится в 12 000–15 000 евро. Столько вынуждены оплачивать грузополучатели», – говорит он.

По мнению Мисаилова, в ближайшее время ситуация может измениться в лучшую сторону: часть российских перевозчиков все же сможет работать на территории ЕС. Он напомнил, что запрет на въезд в рамках пятого пакета санкций не распространяется на российские компании, перевозящие лекарства и продукты. 

«Но в реальности автомобили не пропускали. Только сейчас Евросоюз выпустил документ, регламентирующий порядок получения разрешений и список уполномоченных органов, которые должны выдавать разрешения для российских перевозчиков», – говорит он, подчеркивая, что такого регламента не было больше месяца после введения санкций. По факту российские автомобили даже с лекарствами и продуктами не могли пересечь границу ЕС. «Мы надеемся, что в ближайшее время появится механизм получения российскими транспортными компаниями документов на въезд и выезд из ЕС. Тогда доля российских перевозчиков вырастет, а тарифы пойдут на спад», – говорит он

В то же время грузоперевозчики ждут от российских властей как ответных мер на санкции ЕС, так и поддержки. В качестве ответной меры сейчас обсуждается запрет на въезд в страну автомобилей европейских автотранспортных компаний. Что касается господдержки, помимо системных видов (льготные кредиты и т. п.), автоперевозчики просят снизить плату за использование системы «Платон» и временно установить нулевую ставку транспортного налога. «Машины простаивают, а налог платить нужно», – поясняет Кривошеев.

Если в ближайшее время не будут приняты меры отраслевой поддержки, значительная часть компаний обанкротится, говорит эксперт, однако затрудняется дать точную оценку. «Автоперевозки – это реальный сектор малого, микро- и среднего бизнеса, а также ИП. Почти все компании работают с лизингом, который нужно как-то обеспечивать», – поясняет Кривошеев. Многие мелкие игроки продадут технику и уйдут с рынка, соглашается Каплун.