Грузоперевозчики избавляются от машин
Для сохранения рентабельности петербургские компании вынуждены продавать автомобили или релоцироваться в МосквуРаботающие в Петербурге грузоперевозчики с собственным автопарком вынуждены продавать часть техники для сохранения прибыли и покрытия расходов. Об этом «Ведомостям» сообщили три представителя бизнеса и подтвердил аналитик рынка.
Генеральный директор «БЛГ логистик автомобили СПб» Мурат Абоев рассказал, что его компания занимается грузоперевозками новых легковых автомобилей. По данным Росстата, в мае этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого производство новых машин в России упало на 96,7%. Сейчас у компании простаивает половина автопарка. В связи с этим петербургская фирма выставила на продажу пять грузовых машин при общем автопарке в 70 единиц.
Руководитель транспортного отдела «Канавара групп» Степан Пак рассказал, что компания занималась вывозом контейнеров из портов Санкт-Петербурга и отправкой их по городу, в Москву и в другие российские регионы. Среднемесячный объем работы до 24 февраля у фирмы составлял 500 контейнеров, сейчас — 10-15. Пак уточнил, что при автопарке в 11 единиц две машины сейчас выставлены на продажу.
Продает часть парка и компания «Внештранспорт», рассказал директор по развитию Роман Каплун. Ранее организация осуществляла международные перевозки грузов в Швецию и Норвегию. Но сейчас в компании задействован лишь один автомобиль из пяти, водители уволились или находятся в отпусках. «Сейчас выгоднее не ездить, чем ездить», — подчеркнул Каплун.
Главной причиной снижения автомобильных грузоперевозок в Петербурге стали европейские санкции, которые привели к резкому сокращению грузооборота местных портов, а также ввели запрет на въезд российских автотранспортных компаний на территорию ЕС, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Пак отмечает, что запрет на въезд российских фур на территорию ЕС привел к тому, что европейские игроки стали монополистами на местном рынке. Они ввозят грузы в СЗФО с наценкой в 4 раза и выше. Например, стоимость перевозки фуры из Риги до Петербурга выросла с 1500 до 6000 евро. «Европейцы спокойно грузят и везут в Россию. Цена взлетела в 4 раза. За это переплачиваем мы, потому что этот рост закладывают в стоимость товаров, которые едут сюда», — рассказал он.
Местные компании в первую очередь начинали распродавать лизинговый автопарк, говорит Бурмистров. «По нему достаточно большая финансовая загрузка, это наиболее болезненная история. Они пытаются продать часть парка, чтобы не платить за лизинг», — прокомментировал он. Участники рынка также избавляются от старых автомобилей, которые требуют ремонта и дорогого обслуживания, рассказал Абоев.
Чтобы совсем не лишиться доходов, автотранспортные компании начали диверсифицировать бизнес или проводить релокацию в другие регионы. Компания «БЛГ логистик автомобили СПб» начала заниматься экспедиторской деятельностью и таможенным оформлением. «Канавара групп» релоцировалась из Петербурга в Москву, где осуществляет разгрузку контейнеров из Китая на железнодорожных вокзалах. «Вывозим контейнеры с железнодорожных станций, которые приходят из Китая. Оттуда по Москве вывозятся в регионы», — рассказал Пак.
Участники рынка жалуются, что после введения санкций федеральные и региональные власти не ввели никаких мер поддержки для отрасли. Пак напомнил о ранее обсуждаемых планах правительства временно заморозить сборы по системе «Платон», но они не были реализованы. «Платон» — система взимания платы с грузовых автомобилей массой выше 12 т за передвижение по федеральным трассам России. Она работает с 2015 г. С 1 февраля 2022 г. установлен размер платы 2,54 руб. за 1 км.
«Сервисы, заточенные на обслуживание машин, водители, склады, все стоит мертвым колом. Нам ни йотой не помогают», — говорит Пак. По мнению Бурмистрова, правительство не идет на отмену или заморозку «Платона», так как система обеспечивает ремонт дорог и как следствие — строительную отрасль. «Строительство обеспечивает масштаб и мультипликативный эффект для ряда других отраслей. К сожалению, объективной возможности для отмены нет», — считает он.
Абоев напомнил, что некоторые меры поддержки продолжают действовать для малого и среднего бизнеса с периода пандемии. «Но о новых мерах, которые связаны с тем, что сейчас сократилось производство легковых автомобилей и перевозки, мы не слышали», — рассказал он.
Бурмистров считает, что автоперевозчики оказались «между молотом и наковальней». Отрасль имеет определенный запас прочности и не является крупной в стране, поэтому государственные меры поддержки придут с определенным опозданием. «Все-таки определенный запас прочности есть, но при этом ситуация будет крайне непростой к концу года», — считает эксперт.