«Морской терминал Тулома» остался без проекта

Петербургский «Ленморниипроект» не смог спроектировать комплекс в Заполярье на заявленную инвестором сумму в 14 млрд руб.
Несмотря на введение санкций и падение грузооборота портов на Северо-Западе, новый терминал по перевалке удобрений в Мурманской области был бы востребован /Freepik

ООО «Морской терминал Тулома» (один из восьми резидентов территории опережающего развития «Столица Арктики» в Мурманской области) отказался от разработанной петербургским АО «Ленморниипроект» документации на возведение перегрузочного комплекса. Инициатор строительства заказал проект по перевалке навалочных грузов мощностью до 6 млн т в год, стоимость строительства которого должна была составить 14 млрд руб. Но проектировщик нарушил главное условие — не уложился в предельную сумму для возведения комплекса.

«Морской терминал Тулома» в декабре 2020 г. стал четвертым резидентом ТОР с проектом строительства специализированного терминала навалочных грузов и обеспечения его эксплуатации в порту Мурманск. Сообщалось, что терминал начнет работу уже в 2023 г. Он будет предназначен для выгрузки минеральных удобрений и апатитового концентрата из железнодорожных вагонов, их кратковременного хранения на складах и погрузки на морские суда. Проект был включен в долгосрочную программу развития ФГУП «Росморпорт». Объем частных инвестиций должен был составить 14 млрд руб., а размер средств государственной поддержки – 1,2 млрд руб. Инвестором проекта было заявлено петербургское АО «Инфотек Балтика» (входит в группу кипрской Capstans Holding Limited, которой принадлежат несколько российских компаний по речным и морским перевозкам). Юридически компания «Морской терминал Тулома» принадлежала кипрской Capstans Holding Limited и бывшему замминистра транспорта России Виктору Олерскому через подконтрольное ему ООО «Круизные и транспортные инвестиции».

Чем занимается «Ленморниипроект»

АО «Ленморниипроект» зарегистрировано в 1993 г. в Петербурге. По сведениям СПАРКа, выручка компании за 2021 г. составила 1,5 млрд руб. По данным на конец I квартала 2021 г. 83,65% акций принадлежали ФГУП «Росморпорт» (структура Минтранса). «Ленморниипроект» — один из крупнейших в России проектировщиков гидротехнических сооружений и морского транспорта, среди клиентов которого «Газпром», «Транснефть», «Роснефть» и «Новатэк».

Власти Мурманской области делают большую ставку на проект. Так, в мае этого года губернатор региона Андрей Чибис заявлял, что терминал будет переваливать белорусские минеральные удобрения, морской экспорт которых попал под международные санкции, писал «Интерфакс». В регионе рассчитывают, что проект поможет области стать логистическим хабом, обеспечивающим развитие Северного морского пути. 

Весной у «Морского терминала Тулома» сменились владельцы: согласно данным СПАРКа, с 29 апреля юрлицо полностью перешло под контроль ООО «ИК «Аксиома» (оно в равных долях принадлежит основателю «Геотеки» Николаю Левицкому и председателю совета директоров «Роснано» Борису Алешину). За две недели до официальной смены владельцев «Ленморниипроект» обратился в арбитражный суд с требованием к «Морскому терминалу Тулома» о выплате 127 млн руб., которые, по мнению проектировщика, компания задолжала ей за разработку документации для будущего терминала.

Договор о проектировании был подписан еще в декабре 2019 г. почти за 390 млн руб., но заказчик остался недоволен его исполнением. Он не принял часть работ из-за того, что заложенные в расчетах расходы на строительство терминала выросли до 23 млрд руб., хотя изначально в техзадании указывалось, что они не могут превышать 14 млрд.

Стоимость неприятных работ «Ленморниипроект» и попытался взыскать с заказчика. Но 14 октября Арбитражный суд Мурманской области подтвердил, что проект не соответствует техзаданию и отказался удовлетворять иск о взыскании денег.

 «Поскольку представленная истцом … проектная документация не соответствовала требованиям заключенного между сторонами договора в части ограничения по предельной стоимости строительства, то оснований для принятия работ … у ответчика не имелось… Подготовленная обществом проектная документация не соответствует условиям договора и не представляет потребительской ценности … ввиду невозможности осуществления по ней строительства объекта…», — резюмировал суд в мотивировочной части решения.

 В компании «Инфотек Балтика», которая изначально заявлялась как инвестор, «Ведомостям» сообщили, что для них этот проект больше не актуален и отказались от подробных комментариев. Связаться с новыми владельцами ООО «Морской терминал Тулома» не удалось.

В пресс-службе правительства Мурманской области уточнили, что реализацию проекта координирует «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (КРДВ, основной владелец управляющей компании ТОР «Столица Арктики»). Но в самой корпорации на запрос «Ведомостей» не ответили, сославшись на отсутствие согласия на предоставление информации со стороны ООО «Морской терминал Тулома». «Ленморниипроект» также пока не ответил на вопросы издания. Официальных сообщений от властей региона и КРДВ о сроках начала строительства объекта не было.

Между тем опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что, несмотря на введение санкций и падение грузооборота портов на Северо-Западе, новый терминал по перевалке удобрений в Мурманской области был бы востребован. Совладелец работающей в акваториях Балтийского и Баренцева морей буксирной компании «Северный альянс» Сергей Киселев напоминает, что в Мурманске есть погрузочные портовые мощности для угля и минеральных удобрений, но они используют устаревшие технологии перевалки. Если новый терминал для перевалки угля уже строят в «Порту Лавна», то с мощностями для удобрений ситуация складывается хуже. «Новый терминал с современными технологиями погрузки очень бы пригодился, особенно если вспомнить планы по перевалке там белорусских грузов, которые нельзя теперь экспортировать через порты Прибалтики», — говорит бизнесмен.

Директор по направлению «Логистика и аналитика» ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин полагает, что проект «Морской терминал Тулома» важен, прежде всего, в качестве альтернативы для российских экспортеров минеральных удобрений. «После того, как возникли проблемы с перевалкой российских удобрений в прибалтийских портах, единственными морскими воротами для них на Северо-Западе стал терминал «Ультрамара» в Усть-Луге. Но он один, и не все готовы с ним сотрудничать по разным причинам. Уверен, что экспортеры российских удобрений были бы очень рады материализации проекта «Туломы»», — уверен эксперт. По его мнению, основной проблемой проекта является отсутствие подъездных железнодорожных путей, создание которых существенно повышает стоимость объекта.