Балтийский завод начинает судиться с финской Wartsila за 5 млн евро

Пока европейская компания не вернется в РФ, перспектив получить деньги у истца практически нет, уверен юрист
В судебном иске идет речь идет о поставках оборудования для двух атомных ледоколов серии 22220 — «Якутии» и «Чукотки» /https://t.me/a_beglov

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 24 ноября начинает слушание по существу крупнейшего в истории «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) международного спора. Входящее в корпорацию АО «Балтийский завод» требует от компаний финского судостроительного концерна Wartsila 5,1 млн евро и 469 млн руб., сообщается в материалах дела. По курсу сегодняшнего дня общая сумма претензий петербургской верфи к Wartsila составляет 785 млн руб.

По данным сервиса «Электронное правосудие» завод требует 5,1 млн евро с компании Wartsila Solutions Oy и еще 469 млн руб. – с Wartsila Oyj Abp. В рамках первого дела судебный процесс начинается 24 ноября. По второму иску заседание назначено на 15 мая.

Ни в одном из опубликованных на данный момент официальных судебных документов суть спора не разглашается. Генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов не ответил на запрос «Ведомостей». В пресс-службе Wartsila комментировать судебные претензии Балтийского завода тоже не стали.

Куда ушла Wartsila

Этим летом финский судостроительный холдинг Wartsila сообщил  об уходе с российского рынка и закрыла представительство в Петербурге и продала два своих российских актива — ООО «Транзас Навигатор» и ООО «Вяртсиля Восток» — их российскому менеджменту. Сообщалось  что Wartsila спишет около 200 млн евро убытков, связанных с активами и операциями в России, на деятельность в которой в 2021 году пришлось около 5% чистых продаж финского судостроительного холдинга, из которых чистые продажи услуг составили около 40 млн евро. Компания проработала в России 37 лет.

Представитель Балтийского завода на условиях анонимности сообщил «Ведомостям», что речь идет о поставках оборудования для двух атомных ледоколов серии 22220 — «Якутии» и «Чукотки». Wartsila должна была поставить для них резервные дизель-генераторы и дейдвудные устройства (комплекс устройств, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя судна к гребному винту), обозначенные в заключенных на поставку контрактах как комплекты оборудования для линии вала.

По словам представителя завода, до ухода из России Wartsila получила авансовые платежи, но успела выполнить лишь незначительную часть взятых на себя обязательств. Первый иск завод адресовал Wartsila Solutions Oy, которая должна была изготовить оборудование и поставить Балтийскому заводу. Второй иск направлен против материнской компании Wartsila Oyj Abp, которая выступила гарантом возврата авансовых платежей. Оба иска включают  лишь суммы неисполненных контрактов без штрафных санкций, так как из-за ухода компании из РФ непонятно, о каком сроке задержки поставки оборудования может идти речь и планирует ли компания возвращаться.

По мнению партнера юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners Романа Макарова, для Балтийского завода перспективы реального взыскания денег с Wartsila сомнительны. «При вынесении и исполнении решения нашего государственного или даже международного третейского суда в Финляндии (если до него дойдет) Wartsila будет ссылаться на ограничительные и обязательные для нее меры Евросоюза как на основание не исполнять взятые на себя обязательства перед Балтийским заводом. Думаю, местный суд, исходя из уже имеющихся прецедентов с участием русских юрлиц, освободит Wartsila от ответственности», — полагает юрист.

В то же время он отмечает, что ситуация может измениться, если Wartsila решит вернуться в Россию.  В этом случае ее будут ждать исполнительные листы российских судов, благодаря чему истец сможет вернуть свои деньги.

Еще одним возможным вариантом событий может стать взыскание в пользу Балтийского завода долгов других российских компаний, которые в свою очередь задолжали финскому производителю.  «Нельзя исключать и того, что у какого-нибудь российского предприятия имеются долги перед ушедшей из нашего экономического пространства Wartsila. Их можно будет взыскать в счет погашения долгов Wartsila перед Балтийским заводом», — говорит юрист. Но для этого потребуются уже вступившие в законную силу судебные решения.

Как говорит представитель Балтийского завода, параллельно с судебными спорами предприятие продолжает искать варианты импортозамещения необходимого оборудования. Дейдвудные устройства и резервные дизель-генераторы имеют критическое значение для строящихся атомоходов — именно они установлены на ледоколах «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Вопрос о том, на какой срок может сдвинуться сдача «Якутии» и «Чукотки» из-за смены поставщика остается открытым. Предполагается, что изготовление дейдвудных устройств Балтийский завод сможет освоить сам, а поставщика дизель-генераторов привлечет со стороны, рассказал собеседник «Ведомостей».

Участники рынка полагают, что Балтийский завод сможет найти нового поставщика оборудования на территории РФ. «Дейдвуд может изготовить не одно российское предприятие. Это и архангельские «Звездочка» и «Севмаш», тот же Балтийский или Зеленодольский заводы», — говорит генеральный директор ООО «Судовые движительные комплексы» Иван Положий. Управляющий партнер производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко добавляет, что с задачей также могли бы справиться  Коломенский завод «Трансмашхолдинга» или Кингисеппский завод.

В то же время эксперты не исключают, что из-за масштабов проекта и загруженности российские поставщики могут отказаться от заказа. В этом случае Балтийскому заводу придется разрабатывать новый проект. «Думаю, на новое производство потребуется около двух лет и где-то миллиард рублей», — говорит Положий.

Худшим вариантом замещения может стать заказ оборудования в Китае, считает Даниленко. «Очень надеюсь, что Балтийский завод не пойдет по стопам тех, кто с продукции Wartsila срочно переходит на китайскую. В Китае имеют привычку одновременно прекращать выпуск старой техники и ее обслуживание, наши судостроители с таким не раз сталкивались», — прокомментировал он.