Октябрьская железная дорога свернула на «Север-Юг»

В ОЖД сформировали 30 новых проектов, чтобы решить появившиеся логистические задачи по переориентации грузов
Еще одно направление, которое активно начали использовать грузоотправители совместно с ОЖД взамен поставок через Европу — Северный морской путь /Freepik

Грузоперевозки через границы со странами Прибалтики и Финляндии по Октябрьской железной дороге (ОЖД) после введения западных санкций просели от 30 до 50%. ОЖД вместе с грузоотправителями пытается переориентировать грузопоток через восточные и южные маршруты, а также через Северной морской путь (СМП). Об этом сообщил начальник дороги Виктор Голомолзин,выступая на на площадке XVII Международного форума-выставки Transtec 2022.

«По приграничным [перевозкам] есть определенное снижение, это страны Прибалтики: Эстония, Латвия, Литва, также есть снижение потока  на финских железных дорогах. Это связано с санкциями, которые наложены на российских производителей. В целом речь идет, в зависимости от пункта пропуска, от 30 до 50% снижения объемов», — рассказал Голомолзин.

По его словам, в ОЖД сформировали 30 новых проектов, чтобы решить появившиеся логистические задачи по переориентации грузов. Так, отрабатываются новые маршруты в коридоре «Север-Юг». Один из примеров реализованного проекта – доставка первой партии бумажной продукции компании Segezha Group в Стамбул через порт Новороссийск. Пока что объем перевозок по этому направлению небольшой — 65 500 т в месяц, но у проекта есть перспективы.

Еще одно развивающееся направление в коридоре «Север-Юг» — отгрузки в адрес Исламской Республики Ирана (ИРИ) и Индии. В начале весны ОЖД запустила отправку грузов в сторону астраханского порта с дальнейшей морской транспортировкой в Иран.

Как отметил заместитель начальника Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОЖД Максим Лосев, в абсолютных величинах объем перевозок в Иран и далее в Индию пока «не такой впечатляющий». Но по сравнению с январем-октябрем 2021 г. он вырос в 20 раз.

Сейчас в ОЖД развивают маршрут и решают текущие логистические задачи. По словам  Голомолзина, для поставок в ИРИ железнодорожным путем предстоит выстроить «бесшовную» технологию стыковки, чтобы минимизировать простои составов в пунктах пропуска.

Еще одно направление, которое активно начали использовать грузоотправители совместно с ОЖД взамен поставок через Европу — Северный морской путь. Участники логистического рынка отмечают, что несмотря на сложности с ледовой проводкой, маршрут имеет свои преимущества. Например,  срок доставки грузов по СМП от Петербурга до Находки составляет 20 дней, что на 32 дня быстрее, чем из Китая через Суэцкий канал в Северную столицу.

«Полтора месяца назад «первая ласточка» отправилась из порта Санкт-Петербург — восемь контейнеров с бумажной продукцией», — рассказал Голомолзин, добавив, что партнером проекта стала международная транспортная компания Fesco.

Грузоотправителем также выступила Segezha Group, Северный морской пусть стал для компании альтернативой маршрутам через Суэцкий канал в порты Восточной и Юго-Восточной Азии. Наряду с международным транспортным коридором «Север-Юг» Северный морской коридор значительно расширит возможности международного сотрудничества российских экспортеров, позволит укрепить конкурентные преимущества российских производителей лесной продукции, комментировал отправку груза директор по логистике Segezha Group Андрей Юдин.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что пока ключевой проблемой СМП остается высокая стоимость перевозки из-за необходимости использования ледокольного флота для ледовой проводки. Но по мере усиления санкций альтернативный путь будет становиться для грузоотправителей все более привлекательным. «Segezha уже показала привлекательность решения, но в перспективе этих решений может быть больше, потому что в проекте заинтересованы и другие участники, включая «Росатом» и Fesco», — подчеркивает эксперт.

В то же время отгрузка продукции в адрес портов на Северо-Западе также не прекратилась, подчеркивают в ОЖД. В частности, выпавшие перевозки на запад частично компенсирует Беларусь. Голомолзин уточнил, что ОЖД предложила доставку белорусского калия в Китай по цене на 30% дешевле, чем стоила его перегрузка через литовскую Клайпеду. Дорога предлагает отправлять калий покупателям в Китай либо через порт Усть-Луга по морю, либо через Транссиб в сторону Китая.

Генеральный директор АО «Порт Усть-Луга транспортная компания» («ПУЛ транс») Игорь Евстафьев подтвердил, что поставка грузов по железной дороге в адрес порта несмотря на проблемы с морскими перевозками не упала, а даже незначительно выросла. Так, в текущем году ожидается перевозка товаров железнодорожным сообщением в порт Ленобласти на уровне 90 млн т. Это на 1,1 млн т больше, чем было в 2021 г. Однако общий грузооборота порта Усть-Луга в этом году  снизится из-за сокращения поставок через трубопроводную систему, считает Евстафьев (в прошлом году  порт перегрузил 109 млн т — на 7% больше, чем в 2020 г.).

Что касается самой ОЖД, она, напротив, демонстрирует рост по сравнению с прошлогодними показателями. Несмотря на западные санкции в январе-октябре по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. увеличилась погрузка цветных металлов почти в 1,5 раза — до 0,6 млн т, удобрений — на 11,2% до 20,6 млн т и промсырья — на 7,7% до 2 млн т. В целом за десять месяце ОЖД погрузила 84,2 млн т грузов, что на 1,6% выше запланированного на этот период показателя.