Количество дилерских центров китайских брендов в Петербурге с начала года выросло на 30%

После продажи остатков автомобилей ушедших брендов китайские машины могут занять до 70% в дилерских центрах в Северной столице
В городе выросло и общее количество дилерских центров. В конце 2021 г. их было около 222, а в октябре 2022 г. — 224 /Freepik

Количество дилерских центров, которые занимаются продажей китайских машин в Санкт-Петербурге, с января до 1 ноября 2022 г. выросло на 30%, их количество увеличилось до 60, такой аналитикой с «Ведомостями» поделились в пресс-службе ГК «Автодом».

При общем росте китайских марок наиболее востребованными остаются Kia и Hyundai, на южнокорейские бренды приходится по 14 дилерских центров. На третьем месте оказались автомобили  китайской компании Chery, их можно найти в 12 дилерских центрах. Также в городе и Ленобласти расположено 10 дилерских центров Lada и 6 — УАЗ.

Отмечается, что в городе выросло и общее количество дилерских центров. В конце 2021 г. их было около 222, а в октябре 2022 г. — 224. В декабре открылся еще один шоурум с премиальными отечественными машинами Aurus.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что петербургские дилеры попали в сложное положение. Либо им придется работать с официальными представителями китайского и отечественного автопрома, либо с риском для себя ввозить через параллельный импорт популярные в городе южнокорейские и западные машины и переформатировать свой бизнес под их обслуживание.

Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов считает, что увеличение присутствия китайских машин в Петербурге ведет к временной монополизации рынка. В перспективе дилерские центры Северной столицы могут состоять на 70% из китайских машин. «На китайские бренды в скором времени будет приходиться около 70% дилерских центров, работающих на первичном рынке в Петербурге. Этот показатель будет достигнут после окончания складских запасов ушедших из России брендов», — прокомментировал собеседник «Ведомостей».

Другие дилерские центры, которые захотят сохранить в своем портфеле ушедшие бренды, например, Kia и Hyundai переформатируют свой бизнес, полагает Гаврилов. Предпринимателям придется заниматься вопросами параллельного импорта, ввозить детали и превратиться в последующем в сервисные центры. Такой опыт уже был у автодилеров, которые продолжали работать с ушедшими в 2010-е гг. Opel, Chevrolet и Ford. «Кроме того, могут появляться некие центры параллельного импорта в салонах тех брендов, которые официально покинули Россию», — рассказал эксперт.

После продажи остатков южнокорейских, японских и западных машин автодилеры могут заполнить опустевшие портфели отечественными брендами, рассказал аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов. Российские компании АвтоВАЗ, «Москвич» и Evolute способны нарастить объемы производства и выиграть ценовую конкуренцию у китайских брендов. «Локализованные в РФ производства выигрывают конкуренцию у китайских авто за счет более выгодной цены авто и стоимости его технического обслуживания. Китайцы же пока локализовали производство всего двух моделей на двух заводах, в Тульской области и в Республике Беларусь», — уточнил он.

Однако для популяризации отечественных брендов их производителям необходимо гарантировать предсказуемое качество, уровень доступности запчастей и сервиса, рассказал партнер Strategy Partners Алексей Волостнов. «Если они смогут обеспечить приемлемые стандарты работы, то у них будет возможность расширить представленность и увеличить продажи», — подчеркнул эксперт.

Что касается альтернативных поставщиков автомобилей из т. н. «дружественных» стран, то ни одно государство, за исключением Китая, не зашло не только на рынок Петербурга, но и в другие регионы России, рассказал независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. «Индии вообще неинтересно идти в Россию, у них большой внутренний рынок. Даже на уровне общих разговоров нет переговоров о приходе индийских марок в Россию», — уточнил он.

По его словам, не проявляли свою заинтересованность и автопроизводители из Вьетнама, а Иран только подписал на правительственном уровне соглашение о сотрудничестве, но это «больше формальная процедура». Ожидать иранских производителей в России в краткосрочной перспективе не стоит.