X5 Retail Group может запустить в Ленобласти агроагрегатор для местных фермеров

Подобный проект компания уже реализовала в Липецкой области в 2022 г.
Агроагрегатор может появиться в Ленобласти в 2023–2024 гг. /freepik

X5 Retail Group рассматривает возможность открытия в Ленобласти агроагрегатора – предприятия, которое будет собирать продукцию малых сельхозпроизводителей и поставлять на полки магазинов сети. Пилотный проект такого предприятия в сентябре 2022 г. ритейлер уже запустил в Липецкой области. «Мы будем рассматривать область, исходя из запроса со стороны малых предпринимателей и наличия таких производств. Если увидим потенциал, будем развивать проект в Ленобласти», – рассказала президент X5 Retail Group Екатерина Лобачева. Если решение о запуске будет принято, агроагрегатор появится в Ленобласти в 2023–2024 гг., уточнила она.

Агроагрегатор аккумулирует продукцию фермеров, предоставляя складские мощности и помощь с логистикой, а также документооборотом. Затем продукты поставляются на полки магазинов ритейлера. По этой модели в рамках пилотного проекта в Липецке 250 магазинов «Пятерочка» обеспечиваются овощами и фруктами локальных фермеров. Похожий проект, но в Тульской области с ноября 2022 г. тестирует другой крупный ритейлер «Магнит». Через агрегатор фермеры могут поставлять продукцию также в другие розничные сети и на предприятия HoReCa.

По данным регионального комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу в Ленобласти, в категории «овощи борщевого набора» доля региональных производителей на потребительском рынке составляет 60% (по картофелю – 70%). В производстве свинины – 26%, мясе кур – 22%. В производстве яиц – 18%, а молочной продукции – 5%. Отдельных фермерских хозяйств, а не пищевых производств, по оценкам заместителя президента Союза фермеров Ленобласти и Петербурга Александра Безрукова, в регионе около 3000. «Ленобласть – это нерелевантный рынок с точки зрения фермерской продукции, здесь нет такого количества хозяйств, которые могут обеспечить стабильность поставок», – отмечает Безруков. Он уточняет, что в области есть фермерские хозяйства, которые потенциально могли бы производить продукцию в нужном объеме, например, рыбное хозяйство «Акваферма». «Но таких хозяйств мало», – добавил он.

Аналогичной точки зрения придерживается директор продуктового рынка на Выборгском шоссе Павел Краев. По его словам, невысокая производительность фермеров не дает возможность обеспечить магазины сети одинаковым ассортиментом, что неприменимо к самой концепции ритейла. Под вопросом может оказаться и сама маржинальность проекта. «Фермер не продаст свой товар дешево, а ритейл дорого не купит», – отмечает Краев. Если десяток яиц в магазине стоит около 70 руб, то продукт фермера стоит около 110 руб. без наценки. Краев добавляет, что в массовом сегменте такая продукция не выдержит конкуренции с крупными производителями.

Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин также считает, что крупные сети все же больше заинтересованы в промышленном продукте, который может позиционироваться как фермерский. Самим же фермерам выгоднее работать со специализированными магазинами, например, с сетями «Колхоз» и «Народный фермер», поскольку их клиенты уже целенаправленно приходят за соответствующей продукцией. «В этих магазинах тоже не вся продукция может быть фермерской, но в целом это другой ассортимент», – отметил он.

В то же время генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров полагает, что Ленобласти как региону с развитым агропроизводством агрегатор поможет развивать систему поставки продукции от поля до полки. Однако в большей степени это касается овощей: «С охлажденной продукцией это сделать сложнее».

Краев отмечает, что у ритейла есть потребность в качественном мясе, которое могли бы поставлять фермеры, но это скоропортящийся товар. Для фермера это может обернуться списаниями и возвратом продукции, так как сети все же заинтересованы в крупных объемах. По его словам, мясом проще торговать на рынках и в местных специализированных магазинах.

Лачугин также считает, что в силу «капризности» продукции, ее реализация в ритейле может быть нерентабельной. «В массовом сегменте важна стабильность, а у фермеров могут быть перебои с поставками, например, сегодня корова дала молоко, а завтра – нет. Кроме того, часть сырья может отбраковываться», – уточнил он. С другой стороны, альтернативой может стать аграрный кооператив, который регулируется самими фермерами, в том числе и в части объемов, позволяя обеспечить регулярность поставок на полки.

По словам Безрукова, кооператив поможет и частично унифицировать продукцию, что важно для ритейла: «Технологии у фермеров разные, а кооператив как центр компетенций позволит регулировать качество на этапе производства. Например, это может касаться унифицированной системы забоя и переработки».