Владельцы петербургских НТО пожалуются в Госдуму и СФ на действия Смольного

Федеральные власти разрешили продлевать договоры с НТО на 7 лет, но Смольный согласовал только 2 года
В комитете имущественных отношений (КИО) не видят объективных предпосылок для потенциальных жалоб /Freepik

Союз малых предприятий Санкт-Петербурга намерен обратиться к губернатору и депутатам городского заксобрания с просьбой пересмотреть сроки продления договоров размещения нестационарных торговых объектов (НТО) в Северной столице в рамках меры поддержки, принятой постановлением федерального правительства № 353. Постановление дает возможность продления таких договоров без торгов сроком до 7 лет. Инициатива была введена в качестве меры поддержки бизнесу на фоне санкционного давления. Однако в Петербурге, в отличие от большинства других регионов, продлить договоры разрешили только на 2 года.

Предмет спора – федеральное постановление № 353 – было принято 12 марта 2022 г. В нем устанавливалось, что договоры на размещение НТО продлеваются на 7 лет. Подать заявление могут предприниматели, договоры которых истекают до конца 2026 г. Но 9 апреля вышла новая редакция, в которой установление порядка и конкретных сроков было передано местным властям. В конце прошлого года власти Петербурга приняли закон, по которому продлевать договоры можно только на 2 года и только тем, у кого они истекают до конца 2023 г.

Факультет глобальных процессов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова провел исследование, которое показало, что невозможность в полном объеме воспользоваться принятой на федеральном уровне мерой поддержки может создать угрозу для бизнеса, а также спровоцировать волну судебных разбирательств. Как  рассказал «Ведомостям» глава союза Владимир Меньшиков, результаты исследования Союз малых предприятий намерен направить не только губернатору и в городское заксобрание, но и депутатам Госдумы от Петербурга и в Совет Федерации.

В исследовании отмечается, что под действие регионального закона попадают 180 договоров, которые истекли до конца 2022 г., и 756, которые закончатся до конца 2023 г. Эти предприниматели смогут продлить договоры без торгов только на 2 года (несмотря на то, что федеральная инициатива позволяет продлить срок на 7 лет). Соответственно, те представители малого бизнеса, у которых договоры истекают с начала 2024 г. по конец 2026 г., поддержкой воспользоваться не смогут. По данным авторов исследования, таких юрлиц в городе 1278.

Согласно исследованию, в котором участвовали около 500 представителей малого бизнеса, 18% из них считают, что невозможность в полной мере воспользоваться поддержкой приведет к угрозе банкротства. 65% говорят о возможной потере торговых точек. Еще 5% признают неизбежность ухода в теневую экономику. Однако 10% полагают, что смогут избежать негативных последствий.

Меньшиков называет ситуацию правовой коллизией: «Если продлили хотя бы на 5 лет, а не на 2, для тех, у кого договоры истекают до конца 2026 г., максимальное количество малых предприятий могли бы подать заявления». Он добавляет, что мера поддержки помогла бы бизнесу обрести стабильность, но текущий порядок значительно ограничивает применение этой меры поддержки.

Тем не менее в комитете имущественных отношений (КИО) не видят объективных предпосылок для потенциальных жалоб. По закону Петербурга предприниматели в обычном порядке (не в рамках меры поддержки) могут неограниченное количество раз продлевать договор на размещение НТО на 5 лет без торгов, если отсутствуют нарушения. Как рассказал изданию начальник управления по распоряжению земельными участками КИО Андрей Туркин, мера поддержки предполагает безусловное продление договора на 2 года без проверки условий добросовестности предпринимателя. В то же время Меньшиков считает, что на добросовестность бизнеса это никак не повлияло бы, поскольку расторгнуть договор с нарушителями можно и в момент действующего договора.

Руководитель РОО «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина отмечает, что существует принципиальная разница межу обычным порядком заключения договора и мерой поддержки. «При продлении в обычном порядке предприниматель проходит согласование с комитетами, собирает документы, проходит рабочую группу. На практике были объекты, которые 8 раз не проходили рабочую группу, а чтобы воспользоваться поддержкой, достаточно написать заявление», – уточнила она. При этом она добавляет, что правовые нормы регулярно меняются, и не каждый предприниматель уверен, что сможет продлить договор еще на 5 лет.

Депутат Законодательного собрания Петербурга Ирина Иванова тоже говорит, что ограничение сроков продления договоров аренды в рамках меры поддержки несет для предпринимателей дополнительные риски. Временные объекты часто сносят. Зачастую арендаторы вслед за изменениями рынка расширяют ассортимент и услуги, но это считается нарушением условий договора, и бизнесмен попадает в список недобросовестных арендаторов. С ним не продлевают договор, а объект выставляют на торги.

Иванова также отмечает, что для властей города вывести большее количество объектов на торги выгоднее, чем продлевать действующие договоры без пересмотра условий. По ее словам, с начала пандемии коронавируса город не увеличивал стоимость аренды для НТО. Но когда проводятся торги – место отдается тому, кто больше заплатит, поясняет она. «И получает деньги город», – добавила депутат, отметив, что если власти города в рамках поддержки продлят договоры всем арендаторам, бюджет может недополучить доходы. О какой сумме потерь может идти речь, депутат не уточнила.