«Водоходъ» вновь отложил запуск первого в Петербурге электрокатамарана

Проект столкнулся со сложностями при согласовании зарядных станций на причалах ГМЗ «Петергоф» и «Дворцовая набережная»
Компания второй год не может запустить электрокатамаран на туристический маршрут в Санкт-Петербурге /«Водоходъ»

Компания «Водоходъ» откладывает запуск первого в Петербурге электрического катамарана на неопределенный срок из-за неготовности береговой зарядной инфраструктуры. Изначально пять скоростных электрокатамаранов планировалось запустить по маршруту Петербург–Петергоф в туристическом сезоне 2022 г., но затем компания перенесла проект на год. Однако и в 2023 г. не удалось решить вопрос с готовностью инфраструктуры.

«Вопрос обсуждается на уровне города. Город заинтересован, ищем решения», – рассказала «Ведомостям» заместитель генерального директора по коммерческой деятельности и управлению проектами малого флота АО «Водоходъ.Пассажирский порт» Любовь Ефимова.

При этом компания продолжает строить флот на электрических двигателях и ставит электрокатамараны на маршруты в других городах. В 2021 г. «Водоходъ» заключил контракт с НПК «Морсвязьавтоматика» на строительстве судов на электродвижении на верфи «Эмпериум» в городе Отрадное Ленинградской области.

«Пока электрические катамараны направляются в регионы, которые проявили интерес к проекту и выполнили работы по технологическому присоединению», – уточнила Ефимова. Первые два судна Ecocruiser выйдут в навигацию 2023 г. в Красноярске и Нижнем Новгороде. Третий катамаран серии, построенный по заказу компании, планируется в августе этого года направить в Пермь. Также в июле будет введен в эксплуатацию новый катамаран на электродвижении проекта Looker в Ярославле, уточнила Ефимова.

Для запуска электрического катамарана в Петербурге зарядные станции должны быть расположены на причалах ГМЗ «Петергоф» и «Дворцовая набережная», которые являются объектами культурного наследия, сообщили в ответ на запрос «Ведомостей» в городском комитете по транспорту, добавив, что вопросы их установки находятся в введении комитета по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО) и комитета по государственному контролю, использованию и охраны памятников (КГИОП).

В КЭиИО изданию сообщили, что компания «Водоходъ» не смогла согласовать проекты установки зарядных станций во всех заинтересованных исполнительных органах государственной власти. Как сообщили «Ведомостям» в пресс-службе КГИОП, комитет неоднократно рассматривал эскизные решения по размещению понтонов у Дворцовой набережной и у причала в Петергофе. «Проектные решения, в том числе и по прокладке сетей, не отвечали требованиям сохранения объектов культурного наследия федерального значения», – уточнили в комитете.

В КЭиИО отмечают, что как только «Водоходъ» получит все необходимые согласования и направит заявку на технологическое присоединение в ПАО «Россети Ленэнерго», предприятие готово будет начать работу по подключению зарядных станций на причалах. Ранее «Ведомости» писали, что мощность зарядных станций должна достигать 2 МВт. Суммарная стоимость этих объектов оценивалась в 150 млн руб.

«Петербург – это тот город, в котором многие вопросы согласовываются чрезмерно долго, в том числе из-за широкой зоны исторического наследия и климатических особенностей», – говорит независимый эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев. На работу зарядной станции влияет выделение конденсата, а также перепад температур, характерный для Северной столицы. Поэтому конструктивные особенности проекта действительно должны быть тщательно проработаны, чтобы не нанести вреда историческому наследию.

Член Градостроительного совета Санкт-Петербурга Сергей Орешкин говорит, что дизайн дебаркадера и подведение инженерных сетей также должны быть грамотно вписаны в историческое окружение. «Возможно, это входит в диссонанс с тем архитектурным вектором города, который обсуждается годами. Компания не показала проект публично на градсовете. А без дебатов эту процедуру пройти тяжелее», – прокомментировал он, добавив, что в Петербурге сложно приживаются даже малые формы в современном экспериментальном дизайне, включая светильники и скамейки.

В то же время даже при согласовании проекта компания может столкнуться с другими сложностями, уже экономического характера, считает директор по развитию бизнеса СК «Бухта Петрокрепость» Ольга Санг. «Запуск маршрутов с судами на электрическом ходу не представляется коммерчески целесообразным во многом из-за проблем с зарядкой. Зачастую судно в Петербурге работает с утра до позднего вечера, возвращаясь с разведения мостов не раньше двух часов ночи. Бункеровка топливом на заправке занимает час-полтора и производится далеко не каждый день, а зарядка аккумулятора снимает судно с маршрута на несколько часов»», – пояснила Санг.

«Даже если предположить, что аккумулятора хватит на интенсивный многочасовой рабочий день, сложно представить размещение огромной зарядной станции в петербургских каналах, к которой можно было бы подключать флот, скажем, из 5–10 судов в ночное время», – резюмировала она.