Новый причал для водных пассажирских перевозок открылся на Крестовском острове

В текущем году он может принять более 10 000 пассажиров, отмечает инвестор проекта
Объект построен на инвестиции компании, но городские власти оказывали содействие в согласовании проекта /пресс-служба «Астра марин»

Судоходная компания «Астра марин» 21 июля открыла новый причал для водных пассажирских маршрутов на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Реализация проекта длилась два года. Как рассказал генеральный директор ГК «Астра марин» Андрей Кузнецов, в компании рассчитывают, что в текущем году причал примет более 10 000 пассажиров. «Надеемся, что другие судоходные компании также будут пользоваться причалом, чтобы обеспечить больший трафик», – рассказал «Ведомостям» Кузнецов.

Какие маршруты будет обслуживать причал на Крестовском острове

Новый причал расположен на набережной Мартынова у 2-го Елагина моста. Это сооружение эстакадного типа, рассчитанное для швартовки двухпалубных и однопалубных теплоходов, включая маломерные суда. Остановка включена в три маршрута. Два из них соединяют Крестовский и Васильевский острова – по четыре отправления ежедневно на двухпалубных теплоходах «Ряпушка» и «Москва». Также на этих рейсах можно купить билет на трансфер до Кунсткамеры. Еще один маршрут следует к парку 300-летиия Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. На этой линии будут работать тримараны на 11 мест с интервалом в 15 минут.

Причал находится в собственности «Астра марин». Объект построен на частные инвестиции компании, однако городские власти оказывали содействие в согласовании проекта, чтобы минимизировать бюрократические издержки, рассказал «Ведомостям» вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков, добавив, что инвестиции в развитие такой инфраструктуры приветствуются городом.

Как рассказал изданию президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов, стационарный причал строился по проекту, который предусматривает долгосрочную аренду береговой черты. «У нас таких мест в городе почти не осталось, поэтому широкого распространения такая практика может не получить. Чаще будут использоваться плавучие объекты, понтоны, которые убираются на зиму», – считает эксперт.

Кузнецов не стал раскрывать объем инвестиций в создание причала, сославшись на коммерческую тайну, однако отметил, что реализация такого проекта обходится «дорого».

По словам Кузнецова, сегодня качественных причалов в городе недостаточно, при этом именно инфраструктура позволяет развивать новые маршруты, которые, в свою очередь, стимулируют строительство нового водного пассажирского транспорта. Как ранее сообщали «Ведомости», по данным Агентства внешнего транспорта, во время навигации в 2023 г. работают 19 городских причалов (без учета нового на Крестовском острове). Тогда сообщалось, что до 2028 г. должно быть создано еще три.

Независимый эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев полагает, что 20 причалов достаточно для Петербурга. Однако причалы могут быть разными, одни из них позволяют только пришвартоваться, другие снабжены зонами ожидания, которые должны отвечать требованиям удобства. «Чем больше пассажиропоток, тем больше требований к комфорту. К каждой локации нужно подходить индивидуально», – отметил он.

Вместе с тем городские власти и судоходные компании намерены развивать в Петербурге водный пассажирский транспорт на электрической тяге. Как отметил Кузнецов, в текущем году компания намерена запустить в Петербурге небольшое электрическое судно, которое, по предварительным оценкам, будет курсировать в центре города.

Однако внедрение электрического водного транспорта в городе потребует развития береговой зарядной инфраструктуры. Напомним, что еще в 2022 г. другая крупная судоходная компания «Водоходъ» планировала запустить в городе пять скоростных электрокатамаранов, но сроки постоянно сдвигаются. Пока не удалось решить вопрос с созданием зарядной инфраструктуры на причалах ГМЗ «Петергоф» и «Дворцовая набережная», которые являются объектами культурного наследия. Компания не смогла согласовать проект их установки с КГИОП, поскольку проектные решения, в том числе и по прокладке сетей не отвечали требованиям сохранения объектов культурного наследия федерального значения.

Как рассказал изданию Поляков, город готов инвестировать средства в развитие зарядной инфраструктуры. В 2024 г. планируется запустить зарядную станцию на Дворцовой набережной. Сейчас в Петербурге есть две станции, где можно зарядить электрическое судно – на набережной Мартынова и на Приморском шоссе. Обе предполагают длительную ночную зарядку.

Поляков пояснил, что количество необходимых городу точек для зарядки зависит от типа флота. Если говорить о длительной ночной зарядке, то можно ориентироваться на пять точек, в случае со скоростной дневной зарядкой – понадобится порядка 19. При этом инвестиции, которые необходимы для создания станции, зависят от ее параметров и локации. Поляков уточнил, что в центре города – на Дворцовой набережной, чтобы «вытащить розетку на берег», нужно порядка 1 млрд руб.

Как отмечает Бурцев, развитие зарядной береговой инфраструктуры зависит от того, какой тип судов будет использоваться под конкретные маршруты. «Озвученное количество – это не много и не мало, ключевой вопрос состоит в том, сколько времени судам потребуется на зарядку», – добавил он. Для города это новое явление, поэтому есть смысл оценить перспективы после реализации пилотного проекта, а затем составить целевую программу, резюмировал он.