Оператор по продвижению продукции фермеров начнет работу в Ленобласти с 2024 г.

Он будет поставлять фермерские товары в торговые сети, но эксперты считают такую модель экономически невыгодной
Для работы оператора почти в каждом районе Ленобласти планируется открыть склад площадью не менее 500 кв. м /Freepik

Единый оператор по продвижению фермерской продукции в торговые сети начнет работать в Ленинградской области с 2024 г. Юрлицом оператора станет созданное в 2012 г. АО «Ленинградский торговый дом» (до июля 2023 г. называлось «Региональная ресурсная компания», 100% акций принадлежит Леноблкомимуществу). Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал гендиректор АО и руководитель «Агентства по обеспечению деятельности АПК ЛО» (подведомственно комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти) Евгений Курц.

Для оператора создадут собственную складскую недвижимость и транспортную логистику. В его функции войдет закупка фермерской продукции и ее хранение, доработка, переработка и поставка в торговые сети и социальные учреждения, уточнил Курц. В перспективе также планируется открыть собственную розницу. АО «Ленинградский торговый дом» будет работать с овощной, молочной и мясной продукцией фермеров.

Для работы оператора почти в каждом районе Ленобласти планируется открыть склад площадью не менее 500 кв. м. «Сейчас создается нормативная документация для финансирования его деятельности. Предприятие будет развиваться в несколько этапов. Каждый из этапов включает свои источники финансирования», – рассказал Курц. Власти региона не раскрывают объем инвестиций для запуска проекта и источники финансирования. По оценкам экспертов консалтинговой компании Nikoliers, затраты на строительство одного склада площадью 500 кв. м могут составить 28,5-31,5 млн руб. (без НДС и подключения энергоресурсов).

Сейчас в Ленобласти работают более 750 крестьянско-фермерских хозяйств и около 650 крупнотоварных предприятий. По словам Курца, не менее 100 производителей уже предварительно согласились сотрудничать с оператором. Но опрошенные изданием эксперты отмечают, что проект рискует стать экономически невыгодным, если оператору не удастся заключить с фермерами договоры на достаточные объемы продукции.

В пресс-службе торговой сети «Магнит» изданию рассказали, что спрос на фермерские товары со стороны покупателей есть. Согласно исследованиям рынка, порядка 90% опрошенных потребителей готовы покупать фермерскую продукцию при условии наличия ассортимента в магазинах и доступных цен. «Однако фермеры достаточно осторожно относятся к работе с крупными сетями. Это обусловлено в том числе коротким сроком годности их товаров, отсутствием у ряда поставщиков логистических ресурсов для регулярной поставки, а также мощностей для фасовки, упаковки, маркировки», – уточнили в компании.

Генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что создание единого оператора, который возьмет на себя функции хранения и транспортировки, частично поможет проникновению фермерской продукции на полки розничных магазинов. Но такая модель работы будет в большей степени актуальна для небольших локальных ретейлеров. «Крупные сети уже самостоятельно ведут эту работу, в том числе в рамках агроконтрактов», – говорит он.

Директор продуктового рынка на Выборгском шоссе Павел Краев отмечает, что фермеры, которые уже сотрудничают с ретейлом, не будут переводить свои поставки на оператора: работа через посредника приведет к снижению для них закупочной цены. «Микрофермеры самостоятельно продают свою продукцию. Остальные сдают товары на овощные базы или в небольшие магазины по более высокой стоимости. Поэтому доля производителей, которых может привлечь оператор, является небольшой», – считает он.

Президент Ассоциации крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и кооперативов Михаил Шконда тоже считает, что оператор не сможет реализовать товар по ценам, выгодным для самих производителей. «Фермеры производят столько, сколько могут продать самостоятельно и уже знают выгодные для них каналы сбыта. Можно полагать, что производители будут направлять оператору только излишки продукции, но в таком случае загрузить его достаточными объемами на начальном этапе не получится», – пояснил он.