Завод «Лада Санкт-Петербург» выпустил около 100 автомобилей Lada X-Cross 5
Полноценно предприятие должно заработать только в 2024 г.Завод «Лада Санкт-Петербург» в Северной столице в этом году выпустил чуть более 100 автомобилей Lada X-Cross 5. Об этом журналистам рассказал глава компании «АвтоВАЗ» Максим Соколов в рамках баркемпа «Национальная технологическая революция 20.35». Ранее, в кулуарах ПМЭФ-2023, Соколов сообщал журналистам, что до конца года в Петербурге планируется собрать 10 000 автомобилей. Однако сейчас руководство компании сообщило о планах вывести завод на полноценную работу только в 2024 г.
«Мы рассчитываем, что полноценно он [завод] заработает в следующем году. Многое будет зависеть от скорости переговорного процесса и запуска новых продуктов в «АвтоВАЗе» в новом качестве, который он получил в сентябре», — прокомментировал Соколов.
17 июня «АвтоВАЗ» при поддержке «восточного партнера» перезапустил производство автомобилей на заводе Nissan в Петербурге. Новую машину выпускают в рамках крупноузловой сборки: готовые элементы автомобиля привозят в Петербург контейнерами по морю. Планировалось, что в следующем году производство, в зависимости от потребностей рынка и возможностей расширения портфеля, может достичь 30 000–35 000 машин, а к 2025 г. – 50 000 авто.
Официально «АвтоВАЗ» не называет своего «восточного партнера», однако аналитики авторынка указывают на визуальную схожесть Lada X-Cross 5 с китайским FAW Besturn T77. Во время запуска производства директор по связям с общественностью «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский говорил, что новый автомобиль составит конкуренцию в сегменте С-класса, где стоимость варьировалась от 2 до 2,5 млн руб.
По словам Соколова, «АвтоВАЗ» не отказывается от планов привлечь на площадку в Петербурге новых партнеров с новыми проектами. По его словам, компания продолжает переговоры с «восточноазиатскими партнерами» о запуске на петербургском заводе новой линейки автомобилей. «Я и сейчас подтверждаю, что с нашими восточноазиатскими партнерами мы ведем активный переговорный процесс, и действительно ряд новых продуктов и проектов могут быть реализованы на площадке петербургского завода», – отметил он, но о каких именно партнерах и марках идет речь – не уточнил.
Глава Минпромторга России Денис Мантуров 17 июня сообщал, что на заводе «Лада Санкт-Петербург» могут запустить производство седана D-класса. Позже СМИ писали, что «АвтоВАЗ» ведет переговоры с Chery для запуска производства кроссоверов — Tiggo 7 Pro и Tiggo 8. В сентябре были опубликованы фото автомобиля Chery Tiggo 7 Pro, который якобы будет выпускаться на заводе, но официально эту информацию «АвтоВАЗ» не комментировал.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что выпуск чуть более 100 единиц X-Cross 5 вместо запланированных 10 000 может говорить о проблемах сотрудничества «АвтоВАЗа» с ключевым китайским партнером. Например, китайский автоконцерн FAW, который участники рынка называют одним из основных партнеров компании, имеет целый ряд проектов по производству автомобилей в странах Азии и Африки и может опасаться вторичных санкций, говорит независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев. «Для китайской компании рынок России важен, но это не сопоставимо с ее масштабами в мире», — прокомментировал эксперт.
Альтернативным вариантом сотрудничества для «АвтоВАЗа» может стать китайский производитель Chery, считает эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов. «Есть информация о [возможном сотрудничестве с] Chery. Но марка также рассматривает площадку в Калуге – бывший завод Volkswagen. Касательно этого бренда речь пока идет о кроссоверах», — рассказал эксперт.
При этом загрузка завода машинами D-класса, о которых говорил Мантуров в июне, может стать перспективным направлением для развития петербургской площадки, уверен Бургазлиев. По его мнению, автомобилей в бизнес-сегменте в России сейчас массово не производят. «Что касается машин D-класса, этих машин не хватает в России, пока такой сегмент не производят массово. При цене в 3,5 млн руб. можно найти потребительскую нишу», — уточнил он.
Как «АвтоВАЗ» стал владельцем завода Nissan
Японский автоконцерн Nissan начал создавать производство машин в Петербурге в 2006 г. Строительство завода продолжалось до 2009 г. Тогда японская компания инвестировала в проект $200 млн. Изначально Nissan выпускал три марки машин: Teana, X-Trail и Murano. После 2014 г. модельный ряд был обновлен, а производство расширено с 50 000 до 100 000 единиц в год. Вместо Teana начали собирать Qashqai, инвестиции составили $167 млн.
В марте 2022 г., после начала СВО и объявления западных санкций, Nissan остановил деятельность в России, на заводе в Петербурге ввели режим простоя. В ноябре 2022 г. стало известно, что предприятие перешло в собственность подведомственному Минпромторгу ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ) за символический 1 евро. Согласно условиям сделки, Nissan сохраняет опцион на выкуп активов в течение шести лет. Японская компания оценила убытки от ухода из России в $687 млн, также она оставила на петербургском заводе все оборудование.
«АвтоВАЗ» приобрел у НАМИ 99% долей бывшего автозавода Nissan в Санкт-Петербурге в феврале 2023 г. По условиям сделки компания за 1 евро получила 99% долей в уставном капитале ООО «Ниссан мэнуфэкчуринг рус». Еще 1% остался у НАМИ. 14 сентября стало известно, что «АвтоВАЗ» был внесен в санкционный список (SDN List) Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США.