Петродворцовый часовой завод «Ракета» увеличил производство часов на 20%
В планах у предприятия нарастить годовой выпуск с 6000 до 10 000 часов в годЧасовой завод «Ракета» (ООО «ПЧЗ Ракета»), расположенный в Петергофе, в этом году выпустил около 6000 часов, рассказал журналистам генеральный директор Анатолий Черданцев. Это на 20% больше, чем в 2022 г. В том числе в этом году произведено около 3750 механических часов с автоподзаводом (против 3250 шт. в 2022 г.).
По словам Черданцева, рост производства связан с увеличением спроса на продукцию предприятия. «Это в основном внутренний спрос. Мы сами не ожидали, что россияне откликнутся и заинтересуются», – рассказал Черданцев. Он также сообщил, что завод продолжает экспорт в Европу, но из-за проблем с логистикой продажи там снизились. Сейчас компания также ищет рынки сбыта на Ближнем Востоке и в Южной Америке, выставляясь на международных выставках.
В «ближайший период» «Ракета» рассчитывает выйти на ежегодное производство 10 000 единиц. Для этого сейчас ведется ремонт здания и покупка оборудования. В 2021 г. компания выкупила в собственность здание в Петергофе, в котором находятся производственные мощности, и продолжает его ремонт. «Следующая задача – обновление станочного парка», – отметил Черданцев. Он не уточнил объемы инвестиций в обновление и расширение производства, отметив только, что речь идет «о миллионах рублей».
История бренда часового завода «Ракета» насчитывает более 300 лет. Первое предприятие было основано в 1721 г. по инициативе Петра I. Первоначально Петергофская мастерская занималась изготовлением украшений из драгоценных камней для императорского двора. После Октябрьской революции на фабрике начали изготавливать точные технические камни для военных целей, а с 1949 г. на заводе началось производство наручных часов «Победа» и «Звезда», с 1961 г. – часов «Ракета». После распада СССР завод просуществовал до середины 2000-х гг. и обанкротился. В 2006 г. в Петербурге было зарегистрировано новое юрлицо ООО «ПЧЗ Ракета», в 2009 г. началось восстановление предприятия, сейчас оно располагается в одном из своих бывших зданий в Петергофе.
В 2011 г. часовое производство купили французские предприниматели Дэвид Хендерсон-Стюарт и Жак фон Полье. По данным «СПАРК Интерфакс», Хендерсону-Стюарту принадлежит 23,3% уставного капитала, еще 25% находится в собственности швейцарской DURAINE SA, 28,9% – у Андрея Суздальцева. Доходы компании выросли с 228,2 млн руб. в 2021 г. до 434,3 млн руб. в 2022 г. Чистая прибыль «Ракеты» в прошлом году увеличилась по сравнению с 2021 г. почти в 3 раза и достигла 73,7 млн руб.
Завод работает в сегменте элитных часов и выпускает восемь моделей в ценовом сегменте 90 000–170 000 руб. Как рассказал Черданцев, в линейке также есть часы стоимостью свыше 1 млн руб. В 2024 г. количество моделей для продажи будет увеличено.
По его словам, предприятие также ведет собственную подготовку кадров, которая необходима для увеличения производства. Сейчас на заводе работает около 100 человек. Как рассказал Черданцев, в России нет учебных заведений, которые готовят специалистов для часовых производств. «Мы набираем совершенно другого профиля людей и переобучаем их. Подготовка персонала – довольно длительный процесс, мы начали в этом году набирать дополнительных людей и по мере того, как они будут обучаться, они дадут нам дополнительный объем выпуска», – пояснил гендиректор.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что в условиях санкций и сложившейся экономической ситуации увеличение объемов продукции «Ракеты» будет востребовано как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Председатель комитета по торговле Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Чтецов напомнил, что из России ушли многие европейские и американские бренды часов, поэтому на внутреннем рынке потребитель обратил внимание на отечественных производителей.
«На сегодняшний момент «Ракета» составляет сильную конкуренцию в своем сегменте. Успех обусловлен в том числе отечественными уникальными разработками», – уточнил эксперт.
Напомним, в 2022 г. с российского рынка ушел швейцарский холдинг Richemont Group, в состав которого входили такие бренды, как A.Lange & Sohne, Baume & Mercier, IWC Schaffhausen, Jaeger-LeCoultre и т. д. Также Россию покинули американские дома Tiffany & Co. и Harry Winston и ряд других компаний.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавляет, что российские часы будут востребованы и на рынке Азии. Сейчас там наблюдается повышенный спрос на российские часы, который превосходит нынешние производственные мощности. «Учитывая резкое ослабление рубля, конкурентоспособность продукции существенно повысилась», – прокомментировал эксперт.