Ленобласть запустила программу продвижения локальных брендов на 2024-2026 гг.

Однако эксперты отмечают, что программа в полной мере не решит проблемы малых производителей
На текущий момент в программе участвуют 57 брендов, включая производителей продуктов, мебели и одежды /freepik

Власти Ленинградской области запустили программу поддержки и продвижения местных брендов на 2024-2026 гг. Как рассказали в региональном комитете по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка, она нацелена на создание новых форматов продвижения и популяризацию продукции местных производителей.

Напомним, что российские регионы должны были разработать программы продвижения местных брендов в соответствии с поручениями президента Владимира Путина. Методические рекомендации для регионов формирует Агентство стратегических инициатив (АСИ).

В 2023 г. власти Ленобласти в процессе разработки программы сформировали два реестра, в которые вносят местные бренды. Критериями для участия в программе является наличие товарного знака и производство на территории региона. Как пояснил изданию «Ведомости Северо-Запад» заместитель председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Максим Федоров, один из реестров (который в полной мере соответствует требованиям АСИ), включает дополнительные требования – наличие сайта или личного кабинета на маркетплейсе. На текущий момент в двух реестрах суммарно насчитывается всего 57 участников, включая производителей продуктов, мебели, одежды, украшений. Но по оценкам опрошенных изданием экспертов, количество местных брендов в Ленобласти исчисляется сотнями.

Для продвижения местных брендов власти будут оказывать участникам маркетинговую поддержку, в частности через создание виртуальной витрины. «Это электронный каталог с фильтрацией. В нем будут представлены местные бренды с их контактами и возможностью перехода на сайт или карточку продавца на маркетплейсе», – пояснил Федоров.

Предполагается, что в части маркетинга бренды могут претендовать и на помощь в продвижении продукции в торговые сети, однако в комитете изданию не уточнили конкретные механизмы поддержки. Вместе с тем местные бренды могут получить от властей и финансовую поддержку, в том числе через субсидии по шести направлениям (кредиты, лизинг, модернизация производства, сертификация, участие в выставках, поддержка народно-художественных промыслов и ремесел).

Сумма субсидий на 2024 г. по этим шести направлениям составляет 194,4 млн руб. Однако воспользоваться ими могут (при условии соответствия критериям мер поддержки) не только участники программы. Средства по этим направлениям выделяются ежегодно, и претендовать на них могут различные представители малого и среднего бизнеса.

Президент Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области Александр Габитов полагает, что участие в программе может дать производителям конкурентное преимущество при получении средств, облегчив доступ к выделяемым деньгам. Схожей точки зрения придерживается исполнительный директор Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» Игорь Муравьев, но он обращает внимание на то, что сам бизнес не всегда готов претендовать на финансовую поддержку от властей, опасаясь, что за полученные средства придется отчитываться. Однако основные сложности в развитии местных брендов связаны с продвижением на полки магазинов, считают эксперты.

«Определенный продукт могут выпускать разные предприятия, но если у производителя есть бренд, ему проще выходить на рынок, поэтому предприятия нужно стимулировать к четкому позиционированию», – говорит Муравьев. С другой стороны, даже при наличии бренда небольшим производителям сложно выходить со своей продукцией в крупные торговые сети. Габитов полагает, что частично решить эту проблему можно, если в магазинах торговых сетей будут специальные полки с продукцией местных производителей. «Но административно влиять на сети невозможно, поэтому такой результат может быть достигнут только путем соглашения между региональными властями и ретейлом», – добавил он, пояснив, что сейчас отдельные полки с местной продукцией есть лишь в небольшом количестве магазинов крупных торговых сетей.

Член совета Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга Александр Безруков отмечает, что проблема связана в том числе и с тем, что производители зачастую не знают, как довести продукт до соответствия требованиям торговых сетей, например, с точки зрения состава, сроков годности и упаковки. «Сначала фермера надо обучить специфике, связанной с локальным производством, аудитом, и только затем выходить на продажи», – резюмировал он.