Петербургские автозаводы за два года сократили продажи в 30 раз

Если в 2021 г. их оборот достигал 559 млрд руб., в 2023 г. он составил лишь 17,3 млрд руб.
Из трех автозаводов частичное производство в 2023 г. смогла восстановить лишь бывшая площадка Nissan /https://t.me/a_beglov

Объемы продаж автозаводов, работающих в Санкт-Петербурге, в 2023 г. продолжили падать, несмотря на частичное восстановление производства. Так, согласно данным Петростата, если в 2021 г. оборот компаний (совокупный объем продаж), занятых в городе производством автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, составлял 559,1 млрд руб., в 2022 г. он снизился до 140,2 млрд руб., то в 2023 г. и вовсе рухнул до 17,3 млрд руб. (или в 32 раза за два года).

Согласно данным Петростата в 2023 г., автозаводы сохранили лишь 17,5% объемов производства от уровня 2022 г. При этом в 2022 г. по сравнению с досанкционным 2021 г. объемы производства уже рухнули более чем на 90%.

Напомним, что не все автозаводы, работающие в Петербурге, в прошлом году смогли перезапустить производство. Из трех автопредприятий в 2023 г. году официально сообщалось о запуске мелкосерийной сборки только на бывшем заводе Nissan, на базе которого при участии «АвтоВАЗа» было создано ООО «Автозавод Санкт-Петербург». Так, с июня прошлого года по январь 2024 г. на предприятии при поддержке «восточного партнера» выпустили 170 автомобилей Lada X-Cross 5, сообщал глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Хотя он же летом прошлого года озвучивал планы по производству 10 000 машин под этим брендом.

В конце январе 2024 г. компания объявила о планах выпустить на предприятии несколько тысяч автомобилей под новым брендом Xcite. Но продажи стартуют только весной этого года. Отметим, что до смены собственника на предприятии производили 100 000 машин Nissan в год.

Другой петербургский автозавод – бывший актив холдинга Hyundai – в прошлом году так и не смог выйти из простоя. В 2021 г. на предприятии выпустили 234 000 автомобилей под корейскими брендами. После начала военной спецоперации на Украине и введения санкций завод официально приостановил свою деятельность.

При этом «Ведомости» со ссылкой на два источника в конце 2022 г. писали, что на заводе Hyundai в Сестрорецке начали выпускать кузова для марки Solaris с последующим экспортом их на корейское производство в Казахстан.

Только в январе 2024 г. после продажи актива российской компании «Арт-финанс» предприятие вышло из простоя. В феврале этого года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в интервью телеканалу «Россия-24» говорил, что серийная сборка на этой площадке возобновится во II квартале 2024 г. Какие именно машины будут выпускать официально, неизвестно.

Судьба третьего крупного автозавода – бывшей площадки Toyota в Шушарах – до сих пор остается под вопросом. Напомним, что в 2021 г. предприятие выпустило с конвейера более 80 000 автомобилей при общей мощности в 100 000 ед. в год. В 2023 г. оно перешло в собственность подведомственного Минпромторгу РФ ФГУП «НАМИ». Генеральный директор Обуховского завода (входит в концерн «Алмаз-Антей») Михаил Подвязников говорил, что на этой площадке будут выпускать электромобили E-Neva и грузовики БАЗ-S36A11. Он оценивал объем инвестиций в переоснащение завода в 35-37 млрд руб.

Вместе с этим «Фонтанка» в январе 2024 г. писала, что Минпромторг РФ планирует передать бывший завод Toyota в управление совместного предприятия «КамАЗ» и «Газпрома». Источники издания уточняли, что машины будут производить под брендом Aurus. «Ведомости Северо-Запад» направили запрос в Минпромторг и Обуховский завод, но на момент публикации в ведомстве не дали комментарий, а в компании отказались рассказывать о ситуации на площадке в Шушарах.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что фактическое падение оборотов отрасли в 2023 г. могло бы быть еще больше, но оно оказалось не равно нулю за счет выпуска прицепов, полуприцепов, а также первых партий автомобилей после перезапуска бывшей площадки Nissan. В статистику также могли включить спецтехнику, которую производят в городе, добавил руководитель образовательной программы «Экономика» РАНХиГС Санкт-Петербург Дмитрий Десятниченко.

При этом эксперты отмечают, что по итогам 2024 г. тенденция должна переломиться и показать рост относительно 2023 г. Сейчас автопредприятия ведут переориентацию на крупноузловую сборку при сотрудничестве с китайскими автопроизводителями, первые продажи таких автомобилей должны начаться в этом году.

«Производство легковых автомобилей пока еще фактически не восстановилось. Здесь самые очевидные краткосрочные и среднесрочные перспективы — переориентация на крупноузловую сборку в партнерстве с китайскими компаниями», — уточнил Десятниченко.

Независимый консультант Сергей Бургазлиев добавил, что в 2024 г. на бывшем заводе Nissan и Hyundai, при наличии партнеров, смогут выйти на сборку небольших партий автомобилей – в пределах нескольких тысяч штук на каждой площадке. «В этом году при оптимистичном сценарии заводы смогут выйти на производство нескольких тысяч автомобилей по технологии крупноузловой сборки, но вряд ли объемы разгонят до десятка тысяч», — прокомментировал эксперт.

Основным сдерживающим фактором для возврата к массовому автопроизводству эксперты называют риски, связанные с потенциальными китайскими партнерами, которых компании сейчас пытаются привлечь. С одной стороны, для них это хороший шанс занять российский рынок, с другой – иностранцы опасаются вторичных санкций, резюмировал Бургазлиев.