Парламент Петербурга планирует распространить меры поддержки на коворкинги

Однако депутаты не уточнили, какие участники рынка смогут претендовать на льготы
За принятие законопроекта в первом чтении проголосовало 33 депутата /Freepik

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предложили включить коворкинги в перечень инфраструктурных объектов развития малого и среднего предпринимательства для дальнейшего распространения на них федеральных и региональных льгот. Соответствующий проект федеральной инициативы был одобрен городским парламентом в первом чтении 6 марта. Поправки предлагается внести в федеральный закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». Автором документа выступил комитет по законодательству городского заксобрания.

«Настоящим проектом федеральной законодательной инициативы предлагается дополнить перечень видов организаций, включаемых в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, коворкинг-центрами, учитывая их значимую роль в развитии и поддержке субъектов МСП», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Депутат городского парламента Всеволод Беликов пояснил, что меры поддержки будут распространены на «создателей инфраструктуры», а не на резидентов коворкингов. «Нам важно, чтобы коворкингов в Петербурге было больше. Они должны открываться не только в рентабельных для них местах, но и в других частях города, где деловая активность ниже», — прокомментировал он.

Одной из тем обсуждения стал вопрос закрепления самого термина «коворкинг». Депутат Дмитрий Панов обратил внимание, что в текущей версии законопроекта такого пояснения нет, поэтому остаются вопросы, кому именно и на каких условиях предоставят льготы.

В разговоре с изданием «Ведомости Северо-Запад» Панов уточнил, что на данный момент приказ Минэкономразвития РФ № 142 распространяет меры поддержки на коворкинги, расположенные в помещениях «Мой бизнес». «Поэтому вместе с увеличением количества государственных коворкингов необходимо поддерживать и развитие частных. Наиболее эффективно, по нашему мнению, это можно сделать после нормативно-правового регулирования такого формата деятельности как по критериям и условиям размещения, так и по направлениям возможной поддержки сразу по нескольким спектрам», — рассказал парламентарий.

Панов добавил, что ко второму чтению необходимо детализировать меры поддержки и включить в них частных инвесторов, например, путем выделения из региональной и муниципальной собственности помещений или участков для развития новых коворкингов.

«Важно подумать и о поддержке будущих резидентов коворкингов – тех самых субъектов малого и среднего предпринимательства. <…> Возможно предусмотреть компенсацию полного объема или части арендных платежей в коворкинг-центрах, а также расходов на пользование коллективной инфраструктурой», — прокомментировал он.

Что касается рынка коворкингов в Петербурге, то объем ввода гибких офисов в городе в 2023 г. уменьшился почти в два раза по сравнению с 2022 г. Всего город пополнился шестью проектами суммарной площадью 8800 кв. м. В этом году ожидается запуск девяти проектов общей площадью 11 600 кв. м, сообщили в пресс-службе консалтинговой компании NF Group.

Всего в городе функционирует порядка 120 коворкингов общей вместимостью порядка 14 500 мест. Для сравнения: в Москве их число достигает 270, а вместимость – 72 500 мест, уточнила вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина. «На рынке гибких офисов не просто развиваться и масштабировать бизнес, имея в основе только собственные инвестиции. Финансовая и имущественная поддержка от государства придется очень кстати. Однако сейчас полной уверенности в том, что такая поддержка будет оказана, нет», — считает эксперт.

По ее словам, рассматриваемая в заксобрании инициатива имеет потенциал, но ее результаты будут зависеть от многих факторов. На данном этапе для более успешного внедрения законодательной инициативы нужно подключать к обсуждению участников рынка, считает Шарыгина.