Строительство терминала Lugaport в Усть-Луге подорожало до 90 млрд руб.

Чтобы обеспечить дополнительное финансирование, «Новотранс» за пять лет выпустил облигации на 46 млрд руб.
Полный ввод терминала в эксплуатацию намечен на 2025 г. /https://lugaport.com/

Общий объем инвестиций в строительство терминала Lugaport в морском порту Усть-Луга Ленинградской области составит около 90 млрд руб. Об этом в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад» сообщили в холдинговой компании «Новотранс», которая реализует проект.

Напомним, что на старте строительных работ компания оценивала необходимый объем инвестиций в 46,5 млрд руб. Таким образом, за время реализации проекта его стоимость увеличилась почти вдвое.

ГК «Новотранс» начала строительство универсального терминала Lugaport в порту Усть-Луга Ленинградской области в 2019 г. Комплекс предназначен для перевалки навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов общим объемом в 24,3 млн т в год. Терминал будет состоять из шести причалов (изначально планировалось строить пять). В декабре 2023 г. «Новотранс» получил разрешение на ввод в эксплуатацию объектов первого этапа строительства. На данный момент работают причалы № 1 и № 2 с пропускной способностью 10,3 и 7 млн т грузов в год соответственно, которые могут обрабатывать навалочные и генеральные грузы. В этом году планируется ввести еще четыре из шести причалов и довести годовой грузооборот до 18 млн т. Полный ввод терминала в эксплуатацию намечен на 2025 г.

Как изменился грузооборот портов на Балтике

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), по итогам I квартала 2024 г. грузооборот морских торговых портов Балтийского бассейна составил 63,7 млн т (-1,6%), из них перевалка наливных грузов составила 34,3 млн т (-11,1%), а сухих – 29,4 млн т (+12,3%). Грузооборот крупнейшего порта региона в Усть-Луге составил 27,7 млн т (-15,8%), следом идет Приморск – 16,8 млн т (-0,3%), Большой порт Санкт-Петербург – 13,4 млн т (+39,7%) и Высоцк – 3,3 млн т (+1,5%).

«В настоящий момент на терминале осуществляется перевалка зерна и угля. Проект предусматривает обработку навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов. После ввода в эксплуатацию всех объектов строительства и выхода на проектную мощность грузооборот всего терминала составит 24,26 млн т в год», – рассказали в компании.

«Новотранс» ведет строительство как на заемные, так и на собственные средства. О подорожании проекта сообщается не впервые. Так, в августе 2022 г. «Ведомости» писали, что объем необходимых инвестиций увеличился с 46,5 до 70 млрд руб. Как рассказали в компании, с 2019 г. «Новотранс» привлекает дополнительное финансирование путем размещения биржевых облигаций. Всего с 2019 по 2024 гг. состоялось пять выпусков на общую сумму 46 млрд руб. В 2019 г. был осуществлен дебютный выпуск рублевых облигаций на Московской бирже с объемом размещения 6 млрд руб. Последнее размещение объемом 10 млрд руб. было в марте 2024 г.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты называют основными причинами удорожания проекта коронавирус и санкции. «Стоимость проекта за последние пять лет выросла в два раза на фоне глобальной инфляции, которую сначала спровоцировала пандемия Covid-19, затем геополитическое обострение в Европе и последовавшие за этим внешние ограничения на внешнеторговые отношения РФ», – говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Директор практики «Инжиниринг» консалтинговой компании Strategy Partners Ольга Корона напомнила, что часть оборудования для терминала Lugaport должна была поставить итальянская Bedeschi. «Внешнеэкономические ограничения привели к замене технологического оборудования, увеличению логистического плеча, удорожанию строительно-монтажных работ и т. д.», — прокомментировала она.

Руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко обращает внимание на то, что подорожание инфраструктурного проекта в два раза за пять лет не является уникальной ситуацией. В качестве другого схожего примера он привел кейс с ШМСД, строительство дороги также выросло в цене уже более чем в два раза. «Отклонение фактической стоимости реализации инвестиционных проектов от плановой в тех или иных масштабах уже на горизонте 3-4 лет финансирования – обычная история даже в относительно стабильных и предсказуемых экономических условиях. Если же речь идет о целом ряде неблагоприятных внешних шоков, носящих системный характер, приводящих к росту инфляции и инфляционных ожиданий, себестоимость проектов не может не увеличиваться», – резюмировал он.

При этом эксперты считают, что новые портовые мощности хоть и будут в перспективе востребованы, выход терминала на проектную загрузку может затянуться. «Российские власти работают над тем, чтобы полностью загрузить терминал в Усть-Луге, но приоритетное направление сейчас повернулось в сторону стран Юго-Восточной Азии, поэтому в текущем году полностью загрузить его вряд ли удастся», – отмечает Чернов.

Корона также добавляет, что для перевалки 18 млн т грузов потребуется несколько сотен специалистов с учетом сменности работы. «Вероятнее всего, выход на планируемые показатели мощности потребует времени», – считает эксперт.