«Невский экологический оператор» начал пилотные поставки RDF-топлива

Но спрос на топливо остается невысоким, а потенциал использования в РФ пока ограничен цементными заводами
После запуска II очереди «Волхонки» в августе этого года поставки RDF-топлива могут вырасти до 120 000 т в год /«Невский экологический оператор»

АО «Невский экологический оператор» (НЭО) начал пробные поставки RDF-топлива под заказ с комплекса по переработке отходов (КПО) «Волхонка» предприятиями из Центральной России. Об этом деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» сообщили в пресс-службе НЭО.

В компании не раскрывают, на какие именно объекты и в каких объемах произведены поставки. При этом в НЭО продолжают искать потребителей RDF-топлива среди компаний из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

«Несмотря на интерес со стороны потенциальных потребителей, остается нерешенной логистическая составляющая, так как дорого доставлять топливо на отдаленные предприятия – это приводит к большим затратам на транспортировку», — объяснили в пресс-службе оператора.

Сейчас НЭО ведет переговоры об организации постоянных поставок с двумя местными предприятиями. В пресс-службе уточнили, что первое находится в Особой экономической зоне «Санкт-Петербург». Второе – в Ленинградской области и входит в федеральный цементный холдинг. Его название не раскрывается. В Ленинградской области есть несколько цементных заводов: ЗАО «Пикалевский цемент» (г. Пикалево, входит в «Евроцемент груп»), ОАО «Сланцевский цементный завод «Цесла» (г. Сланцы, собственник HeidelbergCement), Волховский цементный завод (г. Волхов, входит в ЗАО «Пикалевская Сода»), а также ООО «Петербургцемент» (г. Сланцы, входит в холдинг «ЦЕМРОС»). Последний  обладает технической возможностью потребления RDF-топлив и сейчас ведет строительство линии его подачи. 

Напомним, что на данный момент работает только I очередь «Волхонки», с которой и были произведены опытные поставки RDF-топлива. Ее мощности позволяют перерабатывать 200 000 т отходов в год. Ранее «Ведомости» писали, что для выработки RDF-топлива можно использовать около 20% поступающих отходов, применительно к нынешним мощностям КПО речь идет о порядка 40 000 т в год. После запуска II очереди в августе этого года мощности переработки вырастут на 400 000 т в год, соответственно, поставки RDF-топлива могут вырасти до 120 000 т в год.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что вопросы логистики являются лишь частью проблемы по использованию RDF-топлива. Ключевая задача – поиск потребителя этого вида топлива, так как его использует ограниченный круг промышленных предприятий.

Руководитель проектов практики ESG консалтинговой компании Strategy Partners Елена Пастухова уточнила, что рынок RDF-топлива недостаточно развит, а требования ГОСТа к этой продукции носят рекомендательный характер. В результате потенциальным партнерам сложно оценить качество покупаемой продукции. «Кроме того, доставка RDF-топлива требует специальных транспортных средств и условий хранения, что может затруднить логистику и увеличить стоимость поставок», — рассказала эксперт.

Из-за невысокого спроса на продукции объем его производства также небольшой. По данным Пастуховой, в 2022 г. больше всего RDF-топлива произвели в регионах ЦФО – более 76 000 т, в СЗФО – 40 000 т и УрФО – 4000 т.

Эксперт экологического движения «Раздельный сбор» Анна Гаркуша добавила, что активнее всего используют RDF-топливо цементные предприятия, так как продукты горения смешиваются с цементом, что минимизирует риски для окружающей среды. «Проблема использования этого топлива заключается в том, что оно неэкологичное, по сути, сжигают сложно перерабатываемые отходы. Кроме того, это нарушает экономику замкнутого цикла», — резюмировала она.