«Свеза» увеличила продажи на азиатском рынке на 74%

В целом продажи компании в этом году выросли на 29%, в том числе за счет роста поставок в Азию
Рынок производства фанеры в России все еще не восстановился после санкций /«Свеза»

Крупнейший производитель фанеры в России – компания «Свеза» (ООО «Свеза-Лес», Санкт-Петербург) по итогам января-сентября увеличил объем продаж на 29%. Об этом деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» сообщил директор компании по маркетингу Святослав Сарсон.

Он не раскрыл абсолютные показатели выручки. Согласно данным базы «Контур.Фокус», за весь 2023 г. выручка ООО «Свеза-Лес» составила 11,07 млрд руб. По сравнению с 2022 г. она увеличилась на 12,4%. В то же время прошлогодние доходы компании оказались ниже досанкционного показателя за 2021 г. на 21%.

Чем занимается «Свеза»

ООО «Свеза-Лес» зарегистрировано в Санкт-Петербурге в 2000 г. Компания, по собственным данным, является лидером в России по производству фанеры с долей рынка 29% и мировым лидером по производству березовой фанеры с долей 20%. В состав компании входят семь фанерных комбинатов и один картонно-бумажный. Они расположены в Санкт-Петербурге, Вологодской, Костромской областях (два комбината), Пермском крае, Свердловской и Тюменской областях. Компания поставляет продукцию в 80 стран. Годовой объем производства (по данным на 2018 г.) – 1,461 куб. м древесных плит в год, в том числе 1,161 млн куб. м фанеры.

Как пояснил Сарсон, рост в этом году произошел за счет развития прямых продаж в ключевых экспортных регионах. В частности, сбыт продукции в Восточной Азии вырос на 74% (в основном в Китай), в странах СНГ – на 34%. В результате доля компании в общем объеме поставок фанеры за рубеж в 2024 г. достигла 28%. Это на 5 п. п. больше, чем за аналогичный период прошлого года.

При этом компания сумела нарастить поставки и на внутренний рынок. Продажи внутри России увеличились на 10%. В планах на 2025 г. – продолжить укреплять позиции на внутреннем рынке и в странах Восточной Азии. «На 2025 год мы также смотрим с умеренным оптимизмом. Мы рассчитываем, что с помощью стратегии дифференциации и создания ценности для клиента у нас получится продолжить укреплять позиции, особенно на внутреннем рынке и в странах Восточной Азии», –  отметил Сарсон.

Отыграть санкции

Опрошенные «Ведомостями» эксперты говорят, что рынок производства фанеры в России все еще не восстановился после санкций. Напомним, что ориентированный на поставки в Европу лесопромышленный комплекс Северо-Запада оказался одним из самых пострадавших от санкций. С 10 июля 2022 г. действует запрет на поставки в ЕС российской фанеры, древесных плит и пеллет. В октябре того же года ЕС ввел эмбарго на ввоз целлюлозной массы и отдельных видов бумаги и картона из России. Ранее «Ведомости» писали, что в 2022 г. объемы лесозаготовки и деревообработки в СЗФО снизились на 30-50%.

Однако в 2023 г. после переориентации экспорта в новые страны – на Ближний Восток, в Восточную Азию и Северную Африку, объемы производства вновь начали расти. По данным Рослесинфорга, если до 2022 г. на ЕС приходилось более 50% поставок российской фанеры за рубеж и одна шестая часть – на США, то в 2023 г. крупнейшими импортерами фанеры из РФ стали Египет, Китай и Турция.

По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, за январь-август (более свежие данные недоступны) производство фанеры в России составило 2,248 млн куб. м. Это на 25,7% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. В «Свезе» не раскрыли объемы производства за 2024 г. Но, по собственным оценкам компании, она является ведущим производителем фанеры в России с долей рынка около 29%.

В Ассоциации отмечают, что цены на фанеру пока тоже не вернулись к досанкционным. Так, если на август 2021 г. 1 куб. м фанеры на внутреннем рынке стоил в среднем 46 400 руб., то в августе этого года цена была 36 900 руб. Экспортные цены упали с 55 200 руб. на август 2021 г. до 52 100 руб. на август 2024 г.

Директор практики ЛПК консалтинговой компании Strategy Partners Валентин Гаврилов отмечает, что в досанкционный период производство фанеры в России составляло 1-1,1 млн куб. м в среднем за квартал. Во втором полугодии 2022 г. (начало действия санкций) производство упало до 650 000–700 000 куб. м за квартал, то есть на 35%. В 2024 г. оно вновь начало расти и сейчас составляет около 850 000–900 000 куб. м. за квартал.

«Таким образом, текущие показатели ниже досанкционных на 15-20%, что является весьма позитивным результатом, принимая во внимание, что до санкций 60-70% производства направлялось на экспорт, и в первую очередь на европейский рынок. Рынок достаточно уверенно приходит в себя», – отмечает Гаврилов.

Перспективы роста

Эксперт обращает внимание, что у российских производителей есть дальнейший потенциал наращивания поставок на экспорт в дружественные страны, в первую очередь – в Китай. За первые четыре месяца 2024 г. (более свежие данные недоступны) экспорт березовой фанеры из России в целом составил 507 000 куб. м, что на 9% выше показателей 2023 г. Гаврилов говорит, что по итогам 2024 г. общий объем экспорта может составить 1,7–1,8 млн куб. м. Это выше, чем по итогам прошлого года, когда экспорт составил около 1,5 млн т, но все еще на 40-45% меньше уровня 2021 г.

В то же время наиболее перспективным экспортным рынком может стать Китай, отмечает эксперт. «Рост на 25–35% и даже больше в 2024 г. видится вполне достижимым», – говорит Гаврилов. По итогам 2023 г., согласно данным Рослесинфорга, экспорт российской фанеры в Китай вырос в 2,1 раза до 239 200 куб. м.

Эксперты также видят дальнейшие перспективы наращивания поставок производителей фанеры и на внутренний рынок. Как отмечает генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов, внутреннее потребление продукции ЛПК, включая фанеру, растет. В том числе этот рост происходит за счет наращивания мебельного производства. «2014 год был последним годом, когда импортной мебели было больше на российском рынке — 52%. И ежегодно этот показатель уменьшался. Так, в 2021 г. цифра составляла 42%. И в 2023 г. мы достигли 23% импортной мебели на российском рынке», – отмечает он.

Между тем продолжить развитие на внутреннем рынке «Свезе» будет сложнее, считает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко. «В прошлом году прирост производства  фанеры, ДСП, дверей, дверных коробок был связан с высокими темпами строительства. Но сейчас на фоне торможения жилищного строительства расширение внутреннего спроса на продукцию деревообрабатывающей  отрасли можно не ждать», – отмечает она.

В то же время Гаврилов не исключает, что по мере развития внутреннего рынка, и в первую очередь ускорения роста в сегменте ИЖС, можно ожидать восстановления производства фанеры к досанкционным показателям. «Думаю, что оно случится на интервале 2-3 ближайших лет даже в случае сохранения текущих санкций на отрасль. В позитивном сценарии ослабления санкций восстановление может произойти в течение 6-9 месяцев», – заключил он.