«Радар ммс» наладит поставки тяжелых гражданских беспилотников на Ближний Восток
Компания намерена в 2026-2027 гг. начать экспорт БАС вертолетного типа в ОАЭ, Катар и БахрейнПетербургское АО «НПП «Радар ммс» в 2026-2027 гг. планирует впервые начать экспортные поставки беспилотных авиационных систем (БАС) вертолетного типа в страны Ближнего Востока. Об этом корреспонденту издания «Ведомости Северо-Запад» рассказал исполнительный директор компании Иван Анцев.
«ОАЭ, Катар и Бахрейн открыты, у них есть деньги и потребности в применении инновационных решений. <…> Есть поддержка государства с выходом на экспорт, в частности, по выставкам. Сейчас прорабатываем более упрощенные механизмы вывоза демонстрационных образцов», — прокомментировал Анцев.
Запланированные объемы экспорта он не раскрыл, уточнив, что в производимых беспилотных авиационных систем вертолетного типа заинтересованы компании в этих странах, которые работают в сфере геологоразведки, логистики и мониторинга.
Всего на предприятии выпускают три версии БАС вертолетного типа: ВТ-440, ВТ-45 и ВТ-30Е. Мощности предприятия не раскрываются. На данный момент сертификацию прошла модель тяжелого БАС ВТ-440. Его экспортная стоимость начинается от $1 млн в зависимости от комплектации, уточнил Анцев.
Сейчас БАС такого типа используют в России для доставки грузов нефте- и газодобывающим компаниям в Арктических регионах. Масса одного аппарата составляет 450 кг, а максимальная грузоподъемность — 100 кг. Полетное время достигает 4,5-5 часов при скорости порядка 150 км/ч. Например, такие беспилотники компания поставила в 2022 г. «Газпром нефти» для доставки грузов в Ямало-Ненецком автономном округе. В ЯНАО летом 2022 г. были выполнены первые полеты для «Почты России».
Чем занимается «Радар ммс»
АО «НПП «Радар ммс» – научно-производственное предприятие, которое специализируется на создании радиоэлектронных систем и комплексов точного приборостроения и программного обеспечения. Кроме производства беспилотников занимается изготовлением и поставкой речных и морских пассажирских судов, например, «Метеор 120Р», а также магнитометрическими системами, комплексами морского базирования и др.
В открытом доступе нет данных об объемах производства тяжелых БАС в России и их экспорте. Минпромторг в 2023 г. опубликовал проект стратегии развития отечественных беспилотных авиационных систем до 2030 г., где было указано, что общий экспорт российских беспилотников в 2018–2022 гг. достиг 600 млн руб. Основными покупателями российских беспилотников были Судан (62% поставок), Венесуэла (12%) и Узбекистан (9%).
Источник на рынке БАС объяснил, что экспорт беспилотников необходимо согласовать с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), так как Правительство России вводило запрет на экспорт беспилотников до 31 декабря 2023 г., за исключением тех, которые получили соответствующее решение от премьер-министра либо вице-премьеров на основании предложений Минпромторга.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты назвали амбициозными планы «Радар ммс» по экспорту гражданских беспилотников, так как это сопряжено с санкционными рисками и высокой конкуренцией с американскими, европейскими и китайскими производителями БАС. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров напомнил, что «Радар ммс» входит в санкционные списки, что может создать серьезные ограничения для экспорта продукции. Компания попала под санкционные ограничения со стороны Евросоюза, США, Великобритании, Швейцарии и Канады.
«Конечно, ОАЭ и другие восточные страны не вводили санкций, но наличие компании в черных списках осложнят взаимодействие, в частности, в рамках банковских расчетов», — рассказал эксперт.
Официальный представитель компании «Флай Дрон» Николай Ивашов отметил, что продукция, выпускаемая «Радар ммс», может конкурировать с зарубежными аналогами. «На быстрорастущих рынках стран, которые не находятся в сфере прямого влияния Запада, для продукта российской компании своя ниша найдется. Вопрос лишь в том, насколько большой она будет на старте, и как конъюнктура того или иного рынка будет изменяться в дальнейшем», — рассказал он.
Ивашов добавил, что выход на экспорт позволит также наладить сотрудничество с иностранными компаниями в части поставок комплектующих, которые не производят в России. «К тому же чем больше рынок сбыта продукции, тем ниже ее стоимость, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность дронов как внутри страны, так и за ее пределами», — резюмировал он.