Олег Березин: «Никто не пойдет в кинотеатр, который выглядит как госпиталь»

Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин рассказал об ограничениях в работе индустрии
Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин /Из архива Олега Березина

В 67 из 85 российских регионов деятельность кинотеатров продолжают ограничивать. В Москве и Петербурге разрешено заполнять зал лишь наполовину. В Ассоциации владельцев кинотеатров (включает 1600 кинозалов) оценивают недополученную выручку за весь 2021 г. примерно в 15 млрд руб. (в сравнении с 2019 г). Кинообъединение обратилось к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой пролонгировать выдачу кредитов. Если власти пойдут навстречу, то отрасль может восстановиться в следующем году, уверен глава объединения Олег Березин. 

– Как отразились ограничения в связи с пандемией на деятельности кинотеатров в 2021 г.?

– Если сравнивать 8 месяцев работы в 2019 г. и 2021 г., то в нынешнем году (по состоянию на 1 сентября) кассовые сборы составили 37,4 млрд руб., что на 28% меньше, чем в 2019 г., а посещаемость составила 148,9 млн зрителей, и это на 33% меньше, чем за аналогичный период 2019 г.

– Это средние показатели по стране, а какие особенности в регионах?

– Только в 17 регионах отсутствуют ограничения, в 67 регионах свой процент ограничений на заполняемость зала – от 25% до 75%. Например, помимо 50%-ного ограничения, в кинотеатрах Петербурга можно запускать не более 50–100 человек на один кинозал, иначе нужно согласовывать это с комитетом по культуре – на каждый сеанс составляют заявку. 

– В кинотеатрах каких городов самая большая посещаемость?

– Тройка лидеров из года в год не меняется: Москва, Петербург, Екатеринбург, но в этом году Новосибирск занял четвертое место и отодвинул Казань на пятое место (вместо Ростова). Хотя бы раз в год до пандемии в кинотеатры ходили около 15 млн человек, раз в месяц – 6–8 млн. Хорошая посещаемость в кинотеатрах в европейской части России – там высокая плотность населения, хорошая экономика, сложившиеся социальные привычки, высокая доля молодежи. В Сибири и на Дальнем Востоке посещаемость тоже хорошая, но там существенно меньше жителей. На черноморское побережье люди едут отдыхать, поход в кинотеатры не входит в их досуг, в то время как Краснодар показывает высокие результаты. В сельскохозяйственных республиках другой уклад жизни, и посещаемость кинотеатров там падает в период сбора урожая. А в малых городах меньше студентов. Так что везде есть свои особенности.

- Какую долю в общероссийских кассовых сборах занимает Петербург?

- Основной поток по кассовым сборам проходит через Москву — доля столицы занимает 20,7%. На Петербург приходится 8,3%, на Московскую область — 7,1%, на Краснодарский край — 4,6%.

- Как менялись кассовые сборы в Петербурге в последнее время? 

- Процент кассовых сборов в Петербурге более-менее стабилен последние 5 лет. Незначительно изменяется доля из-за погодных факторов или жанровых предпочтений зрителей.

– В каких городах кинотеатрам сложнее всего работать в пандемию?

– В Туве с июля по конец августа кинотеатры были закрыты, и только сейчас разрешили работу одного кинотеатра в Кызыле. В некоторых регионах, например в Пермском крае, ввели запрет на работу в выходные дни. Получилось, что кинотеатры – удобная мишень. Чиновники охотно отчитываются о действующих ограничениях, в СМИ тиражируют это. Часть населения уверена, что кинотеатры не работают вовсе. Но непонятно, почему в кинотеатрах водится особый вирус, а в автобусе или магазине – другой. 

– В Петербурге фудкортам разрешили возобновить работу после обращения к губернатору. Ваша ассоциация пыталась уговорить власти ослабить ограничения?

– Мы периодически направляем письма. Региональным властям и Роспотребнадзору удобно спихивать решение друг на друга. В прошлом году удалось слегка ослабить несколько запретов: например, компаниям друзей стали разрешать приобретать билеты на соседние места, а возлюбленным не надо сидеть через кресло друг от друга. Запрос на поход в кинотеатр очевиден – люди устали жить в состоянии тревоги и ограничений, они хотят позитивных эмоций, которые мы и продаем. И все эти ограничения бьют по настроениям зрителей: никто не пойдет в кинотеатр, который выглядит как госпиталь. 

Совсем недавно, 8 сентября, отправили письмо премьер-министру Михаилу Мишустину. Попросили пролонгировать для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей из пострадавших отраслей еще на год выдачу льготных кредитов по программе «ФОТ 3.0». При этом получить кредиты тоже нелегко: для банков статус предприятия из пострадавшей отрасли равнозначен высокому риску, они часто отказывают. 

– На сколько процентов выросла цена на билеты? 

– В 2021 г. средняя цена выросла на 4,5% по сравнению с 2020 г., впервые за историю отечественного кинопроката превысила 270 руб. На протяжении почти 10 лет она не менялась, потому что очень многие играли на демпинге. В этом году пришлось поднимать зарплату линейного персонала, с поиском которого есть определенные проблемы. Люди опасаются работать в сфере, которая завтра может вновь приостановить деятельность. Например, в одной из киносетей зарплата барменов выросла на 46%, администраторов – на 42%. Кроме того, аренда для кинотеатров стала дороже на 10%. Но и с увеличением цены билета нужно быть очень аккуратными – мы заметили, что рост цены билета в Санкт-Петербурге на новогодние праздники совпал со снижением посещаемости кинотеатров за этот период. Возможно, это связанные вещи, но, скорее всего, падение сборов в Петербурге – последствие агрессивной ограничительной риторики руководства города. В других городах зрители лояльнее отнеслись к повышению. Ведь если вы продаете билеты по 100 руб. – у вас небольшие сборы, что неинтересно правообладателю, падает качество услуг, падает воспринимаемая ценность услуг, вы привлекаете низкоплатежную аудиторию, которая не приобретает дополнительных услуг. Такая ценовая политика, на мой взгляд, губительна. Но отпугивает зрителей и другая ситуация: когда растет стоимость без улучшения качества услуг.

– В период локдауна премьеры многих фильмов перенесли, на большой экран запустили ретро-показы. Эта практика помогла справиться с пустыми креслами на сеансах?

– В 2019 г. вышло примерно 800 наименований фильмов, в 2020 г. – больше 1000. При отсутствии блокбастеров произошел всплеск выхода фильмов. Но это сыграло злую шутку, так как возникла проблема выбора – зрители просто уходили. Причем на ретро-показы шли охотнее, потому что известные картины выделялись на общем фоне. Такое было, например, с фильмом «Форрест Гамп». На конец 2021 г. запланировано много премьер, но тут возникнет обратная ситуация: они будут не дорабатывать. Подобное было в декабре 2018 г., когда предыдущее руководство Минкульта подвинуло иностранные ленты ради отечественных фильмов. Мы назвали это кладбищем блокбастеров  – кинопрокатчики заработали мало.

– Когда отрасль может вернуться к допандемийным показателям?

– Если все будет хорошо, то закончим 2021 г. с показателем 20% по кассовым сборам по сравнению с 2019 г. Полностью догоним по этому показателю в 2022 г. Но это касается только цифр, что не означает полноценного восстановления.

– Почему?

– В нынешнем году кинотеатры в России по количеству экранов почти достигли уровня 2019 г. В марте 2020 г. перед самым локдауном в стране работало 2090 кинотеатров с 5585 залами, а сейчас, в 2021 г., – 2078 кинотеатров с 5569 залами. После локдауна открылись новые кинотеатры в Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, в других городах. Но эти показатели не говорят о восстановлении рынка, ведь в статистике не учитываются банкротства, поглощение другим игроком, смена оператора. Опыт пандемии показал, что рынку предстоит поменяться качественно.

– Меняется модель работы? 

– Да. Мы ожидали пик кризиса бизнес-модели кинотеатров в России к 2025 г., пандемия ускорила этот процесс: изменение потребительских настроений, появление онлайн-кинотеатров и другие факторы. При этом в конце прошлого года мы заметили, что домашний просмотр фильмов начал ассоциироваться с изоляцией. Некоторые кинотеатры перестроили свою работу, установили комфортные мягкие кресла, и это сработало. Какие-то киносети даже превысили показатели по посещаемости на 30% больше, чем в 2019 г. Нынешний кризис – третий по счету. Первый случился в 1910-е гг. – в пандемию Испанки. В 1918 г. даже закрывали кинотеатры. В результате кризиса на смену мелким студиям пришел конгломерат больших студий. Так зародилась голливудская система. Затем большой кризис был связан с развитием телевидения, и он привел к появлению мультиплексов в торговых комплексах, к особому виду фильмов – зрелищным блокбастерам с многоканальным звуком для больших экранов.

– Какая судьба ждет отрасль сейчас?

– Думаю, часть кинотеатров станут частью медиаплатформ. В прошлом году Верховный суд США пересмотрел дело Paramount – отменил запрет 1948 г. на владение студиями сетей кинотеатров. К примеру, «Дисней» сможет открывать собственные кинотеатры, в том числе в России. У них будет эксклюзив на показ фильмов собственного производства. Подписчики диснеевской онлайн-платформы смогут приходить в такие кинотеатры. Я ожидал, что такая синергия возникнет после сделки «Сбера» и онлайн-кинотеатра Okko в 2020 г. Пока не произошло, но новую модель в сочетании онлайн и офлайн увидим в ближайшие 5 лет. И тут возможно что-то вроде агрегаторов такси: владельцы кинотеатров будут просто подключены к одной платформе, а то и сразу к нескольким. Очень хорошие перспективы и у художественных кинотеатров, для которых фильм – это явление культуры. И, конечно, районные кинотеатры, ориентированные на локальные сообщества, получат развитие.