Александр Абросимов: Если QR-коды станут частью нашей жизни, нужно снимать другие запреты

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге о пострадавшем бизнесе и разумности ограничений
Александр Абросимов /Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Петербурге

В Петербурге со 2 января запретили посещать рестораны и кафе без QR-кодов. Кроме того, общепиту и развлекательным заведениям нельзя работать с 23:00 до 6:00, а в дневное время действуют ограничения на заполняемость залов. По словам рестораторов, из-за принятых мер общепит теряет до 50% выручки. Еще больше пострадали кинотеатры: введение QR-кодов для зрителей с 15 ноября снизило поток посетителей на 75%. Бизнес-омбудсмен Александр Абросимов рассказал, как он относится к действующим ограничениям и чем можно было бы помочь предпринимателям.

– Какие сферы бизнеса Петербурга больше всего пострадали от ограничений за время пандемии?

– Предприятия общественного питания, непродовольственный ритейл, фитнес-клубы, кинотеатры – то есть те направления бизнеса, которые наиболее часто и продолжительно приостанавливали работу, а теперь работают только с QR-кодами. Объективно больше всех пострадали кинотеатры. После того как для них ввели QR-коды, их доходы уменьшились на 50–60%, плюс запрет работы с 23:00 до 6:00 утра дал снижение еще на 25%. Несут убытки и фитнес-клубы. Их доходы в среднем сократились на 35%.

В общепите падение из-за введения QR-кодов, если брать средний показатель, –  также примерно 30–35%. Учитывая все действующие ограничения, за две праздничные недели многие, в первую очередь бары, не вышли на прибыль.

– Насколько в целом снизилась выручка малого бизнеса в городе за время пандемии?

– Падение выручки предприятий МСП за время пандемии в разных отраслях экономики сложно посчитать, нужно учитывать особенности ведения бизнеса. Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей совместно с Институтом экономического роста им. П. А. Столыпина в конце октября 2021 г. провели опрос «Оценка состояния бизнеса и эффективности мер государственной поддержки». Почти 63% предпринимателей указали, что за прошедший период 2021 г. обороты компании так и не восстановились до докризисных (в Санкт-Петербурге это 61% респондентов).

В то же время еще в 2020 г. многие предприниматели приспособились к специфичным условиям работы и освоили новые форматы, такие как доставка своих товаров, удаленная торговля. По моим наблюдениям, критического падения доходов и массовых закрытий предприятий сейчас нет.

– Как долго бизнес еще может выживать в таких условиях? Стоит ждать массовых закрытий?

– Очень надеюсь, что массовых закрытий не будет, во всяком случае в 2021 г. количество субъектов предпринимательской деятельности даже увеличилось. По данным налоговой службы, за прошлый год число организаций и ИП, занимающихся общественным питанием, увеличилось на 500 единиц. На сегодняшний день их общее количество достигло 9738. У нас открылось много шаверм, пекарен, некоторые кафе как раз открылись как пекарни. Бизнес всегда придумает, как выжить.

– Значит, работают вводимые властями меры поддержки?

– Когда в Германии закрывали кинотеатры, власти им компенсировали убытки в зависимости от количества посадочных мест. Киновладельцы сказали: «Пусть ковид длится вечно, мы больше заработаем». Ведь фактическая заполняемость кинозалов в обычные дни составляет 30–40%. Такие условия для них были очень выгодны.

У нас город не идет на прямую финансовую поддержку в отличие от других регионов, к примеру Москвы. В столице, когда вводили QR-коды, власти сразу компенсировали затраты по жилищно-коммунальным услугам предприятий, попавших под ограничения. Но я не могу сказать, что наша власть не обращает внимание на сложности, с которыми сталкивается бизнес. Да, поддержка не столь большая, как ожидали предприниматели, но она есть. Проблема в том, что, к сожалению, как показали прошлые годы, мерами поддержки смогли воспользоваться далеко не все бизнесмены пострадавших отраслей экономики.

Приведу еще цифры проведенного опроса федерального бизнес-омбудсмена. Согласно ему только 42,7% респондентов смогли воспользоваться антикризисными мерами, 35,3% не смогли получить поддержку, хотя пытались, 22% даже не пытались получить.

Сейчас я подготовил обращение к губернатору Санкт-Петербурга с предложением компенсировать понесенные убытки от введения QR-кодов. В частности, я хочу предложить властям рассмотреть возможность компенсировать кинотеатрам стоимость жилищно-коммунальных услуг. В среднем у одного кинотеатра на эти статьи расходов в месяц уходит примерно 450 000 руб., а всего в Петербурге 47 коммерческих кинотеатров.

– Ваше обращение к Беглову не первое. В конце декабря вы просили губернатора скорректировать коронавирусные ограничения для предпринимателей, но ответа так и не получили. Насколько результативны ваши обращения к властям?

– Благодаря совместной работе с органами исполнительной власти, общественными организациями предпринимателей, проводились совещания, в том числе и с Роспотребнадзором. Принимались решения по смягчению ограничений. Например, была разрешена работа фудкортов, детских комнат. В конце декабря я направил письмо губернатору с просьбой снять избыточные временные ограничения для ресторанов и кинотеатров. Если эти предприятия работают по QR-кодам, зачем запрещать им работать в ночное время?

Мы просили в обращении от 26 декабря перенести начало применения QR-кодов до принятия федерального закона. Прогнозировалось, что его примут и он начнет действовать с начала февраля. Но законопроект сняли с рассмотрения в Госдуме, потому что ситуация с коронавирусом быстро меняется, а нормы законопроекта ей уже не отвечают.

– Рестораторы начали бойкотировать ограничения властей. Александр Коновалов требует отменить использование QR-кодов, считая, что это сегрегация населения. Как вы считаете, у него это может получиться?

– Власть действует в соответствии с законом. Поэтому судебные процессы они (рестораторы. – «Ведомости») вряд ли выиграют, а штрафы до 300 000 руб. и приостановка работы на 90 дней могут убить бизнес.

– Руководитель объединения ресторанов «Рестоград» Александр Ружинский рассказал, что бизнесмены оказались перед выбором: либо не соблюдать запреты, либо разоряться и закрываться. Что должны делать предприниматели в такой ситуации?

– До назначения на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге я много лет занимался бизнесом и всегда старался работать в законном поле. По моему мнению, если ты где-то пытаешься что-то нарушить, договориться, откупиться, в конце концов выходит намного дороже. 

Хочу отметить, что, по моему мнению, основная социальная роль МСП главным образом состоит в создании рабочих мест. Так, в Санкт-Петербурге порядка 2 млн человек работают на предприятиях малого и среднего бизнеса и обеспечивают себя и свои семьи. Падение доходов бизнеса негативно, безусловно, скажется и на них. Поэтому задача органов государственной власти создать максимально удобные условия для осуществления предпринимательской деятельности. А в нынешних непростых реалиях – просто дать работать.

– Каким образом?

– В ряде регионов не введена система QR-кодов и действуют более мягкие ограничения. В случае же, если QR-коды все-таки станут частью нашей жизни, необходимо снимать другие запреты.

– Бизнесмены говорят, что власти решают проблему коронавируса за их счет, а не за счет бюджета, ведь QR-коды на транспорте, к примеру, не проверяют. Как вы считаете, справедливо было вводить их в кафе и кинотеатрах?

– Представьте, сколько времени нужно будет для проверки QR-кодов у пассажиров общественного транспорта в часы пик? Думаю, это физически невозможно. Кроме того, это может вызвать волну возмущения среди населения.

– Вы обращались за помощью к федеральному омбудсмену Борису Титову, чтобы на федеральном уровне помочь избавить бизнес Петербурга от излишних ограничений?

– Да, я обращался к Борису Юрьевичу Титову с просьбой оказать содействие в отмене избыточного ограничения работы предприятий общепита и кинотеатров в ночное время. Запрет на ночную работу отменен в ряде регионов – Ленинградской обрасти, Карелии, Челябинске, Свердловске и пр. Надеюсь, что и власти Петербурга примут верные решения для поддержки бизнеса.