Выручка всех предприятий Петербурга в прошлом году упала на 22%
Больше всего пострадали авторынок и логистикаСуммарная выручка всех предприятий в Петербурге, предоставивших данные в налоговую службу, по итогам прошлого года уменьшилась на 7 трлн руб.: если в 2019 г. она составляла 29 трлн руб., то в прошлом году – 22 трлн руб., следует из исследования, которое платформа «Контур.Фокус» провела специально для «Ведомостей». На 4% до 2114 уменьшилось количество компаний, имеющих оборот больше 1 млрд руб.
В Петербурге зарегистрировано 242 000 юридических лиц. Из них по состоянию на 10 июля 22 460 предприятий находятся в процессе ликвидации, 2218 – под процедурой банкротства, 800 – в стадии реорганизации.
Евгений Гурченко, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», не считает количество находящихся в стадии ликвидации предприятий высоким. Это сопоставимо с прошлыми годами (за весь 2019 г. в Петербурге закрылось 54 600 компаний, в 2018 г. – 61 000) и даже есть некоторое снижение, говорит он.
Гурченко напоминает, что с апреля по декабрь прошлого года действовал мораторий на банкротство компаний, пострадавших от пандемии, и принудительное взыскание с них задолженностей. Под мораторий попали в среднем по России 15% юридических лиц. В первом полугодии в Петербурге объявили о банкротстве на 36,9% больше компаний, чем в январе — июне прошлого года (401 сообщение о банкротстве против 293).
В прошлом году 20 000 прибыльных в 2019 г. компаний получили убыток, а 14 100 убыточных, наоборот, показали прибыль. В целом доля прибыльных компаний сократилось с 71,9% до 70,9%.
«Суммарная выручка всех предприятий Петербурга упала на 22%», – говорит аналитик «Контур.Фокуса» Владимир Савельев. Он уточняет, что окончательные данные по выручке платформа получит к сентябрю.
Сильнее всего выручка упала в сферах производства, продажи и аренды автомобилей (минус 83%), транспорта и логистики (минус 55%), образования (минус 44%), финансов (минус 39%), туризма и досуга (минус 34%).
Напротив, выручка выросла в сферах продажи оборудования (на 48%), общественного питания (38%), фармацевтики (19%) и медицины (16%).
Савельева удивляют данные о росте выручки у предприятий общественного питания. «Мы думали, что с учетом локдауна и снижения посещаемости кафе и ресторанов выручка должна была упасть», – поясняет он. Его гипотеза состоит в том, что, во-первых, убыточные предприятия общественного питания закрылись, что улучшило отчетность; во-вторых, многие рестораны перешли на работу с доставкой; в-третьих, на рынок вышли крупные игроки.
«Когда в прошлом августе сняли ограничения на работу ресторанов, мы установили рекорд продаж за последние 10 лет, но по выручке закончили год примерно так же, как в 2019 г., поэтому прорывным его назвать сложно», – говорит основатель петербургской сети баров «Барслона» Андрей Федотов. Он тоже затрудняется объяснить 38%-ный рост выручки в ресторанной сфере, о котором говорится в исследовании: «Наверное, общепит на фоне других отраслей, пострадавших от COVID-19, чувствует себя лучше, чем авиаперевозки или туриндустрия, но и только».
По его словам, за время действия ограничений компания потеряла кадры и цепочки поставок. От предлагаемых властями беспроцентных кредитов сеть отказалась. «Мы пытались запустить доставку, но у нас этот проект не заработал – люди все-таки ждут сервиса. «Барслона» – это душевность, в картонной коробке ее не продать», – объясняет Федотов.
Для импортера инженерного оборудования «Инсталия» прошлый год оказался прибыльным, рассказывает его главный бухгалтер Елена Алексеева. «Мы привозим продукцию из Италии. В прошлом году несколько месяцев производство в Европе было закрыто, затем еще какое-то время не было возможности доставить продукцию морским транспортом. Результат оказался неожиданным: спрос на оборудование вырос очень сильно, как и цены на него», – говорит Алексеева.
Директор по маркетингу и цифровым продуктам компании «Икс 2» (владеет автохолдингом РРТ) Сергей Новосельский говорит, что их бизнес вырос, несмотря на не самую благоприятную ситуацию на авторынке. «В прошлом году был дефицит автомобилей, плюс действовали ограничения на работу автосалонов. Не все дилеры преодолели эти трудности, многие покинули рынок (в целом по России 240 компаний из 3800, по данным портала «Автобизнесревю»). Но ситуация не кажется трагической. Наша компания в прошлом году открыла несколько новых дилерских центров, мы вышли в пять регионов и продали автомобилей на 25% больше, чем в 2019-м, а выручку увеличили на 33%», – говорит Новосельский.
По его словам, в этом году автодилеры имеют все возможности увеличить рентабельность. «Дефицит автомобилей сохраняется, рынок вновь превратился в рынок продавца. Это позволяет дилерам зарабатывать на сделке больше, чем они привыкли в последние годы», – поясняет Новосельский.
Управляющий петербургским филиалом группы компаний AsstrA Антон Канев связывает снижение выручки в сфере логистики с дефицитом доступных мест на морских судах. «Высокие тарифы морского фрахта могли увеличить выручку, но нехватка контейнеров повлияла на количество выполняемых заказов», – говорит он. По его прогнозу, рынок в ближайшее время самостоятельно придет к балансу, транспортные компании восстановят свои позиции, найдя альтернативные способы доставки.