Петербург хочет войти в пилотную программу маркировки импортного алкоголя

Сейчас такой эксперимент проходит в Калининградской области
Дополнительные поступления в бюджет Петербурга в случае участия в эксперименте оцениваются в 2–3 млрд руб. /Michael Gaida

Губернатор Петербурга Александр Беглов 20 мая обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой включить Петербург в пилотную зону по маркировке импортной алкогольной продукции, рассказали «Ведомостям» два источника в транспортно-логистической сфере и подтвердили пресс-службы Смольного и правительства России. («Ведомости» ознакомились с письмом.) С 1 июня эксперимент начался в Калининградской области.

Пресс-служба правительства сообщила «Ведомостям», что письмо Беглова передано в Минфин.

В Минфине «Ведомостям» ответили, что поскольку Калининградская область не граничит с остальной частью Евразийского экономического союза, что исключает контрабанду немаркированных подакцизных товаров: «Таким образом, указанные факторы делают регион наиболее благоприятным для проведения эксперимента». В федеральном ведомстве считают, что обсуждать участие Петербурга в проекте целесообразно после завершения эксперимента, то есть после 31 мая 2023 г.

В пресс-службе администрации Петербурга уточнили, что это вторая попытка уговорить федеральные власти: губернатор уже обращался в Минфин 27 января и пока получил отказ (текст документа есть у «Ведомостей»). Тогда Минфин также предлагал дождаться окончания эксперимента.

По федеральному закону, регулирующему оборот алкогольной продукции (171-ФЗ от 22 ноября 1995 г.), импортный алкоголь можно ввезти в Россию только промаркированным. Теперь в течение двух лет клеить на бутылки федеральные специальные марки будут также на таможенных складах в Калининграде. Постановление правительства об эксперименте вышло 1 июня, а еще раньше были внесены необходимые изменения в закон.

Включиться в проект могут импортеры, владельцы таможенных складов и складов временного хранения. Собственники складов должны уведомить о своем участии Федеральную таможенную службу (ФТС), а импортеры – Росалкогольрегулирование. Сделать это можно только до 1 августа 2022 г., затем список будет закрыт.

Инициатива маркировать привозной алкоголь на российской территории принадлежит калининградскому губернатору Антону Алиханову. В сообщении на сайте правительства Калининградской области 7 июня, опубликованном после старта эксперимента, приведены его слова: «По нашим оценкам, почти две трети от всего объема подакцизной алкогольной продукции, подлежащей маркировке и ввозимой в Россию из Европы, проходит через Литву. Наши соседи фактически стали монополистом на рынке комплексных услуг по доставке алкогольной продукции в Российскую Федерацию, влияют на ценовую политику. Понятно, что и рабочие места, а это не менее 16 000 человек, занятых в этой сфере, по данным прошлого года, и добавленная стоимость остаются на территории Литвы». В пресс-релизе говорится о «целом кластере логистических и складских центров по хранению и маркировке алкогольной продукции», возникшем в странах Балтии.

По данным петербургской компании «Восход» (логистический оператор и таможенный представитель), в 2020 г. в Россию через Латвию и Литву ввезли 126 000 т промаркированного крепкого алкоголя и 296 000 т вина.

Ассоциация «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес» оценивает ежегодный общий оборот рынка маркировки алкогольной продукции, ввозимой в Россию, в 30 млрд руб. (данные аналитической справки «Гермеса», предоставленной «Ведомостям»).

Беглов в письме к премьер-министру отмечает, что Калининградская область уступает Большому порту Санкт-Петербург по транзитному времени и стоимости перевозок, а оснащенность терминалов порта и близость к основным внутрироссийским рынкам сбыта «обеспечивает необходимые конкурентные возможности».

Аналитики «Гермеса» пишут, что доставка алкогольной продукции из дальних стран – Австралии, Чили, Аргентины, ЮАР, Новой Зеландии – обходится дешевле, чем до портов Калининграда и Балтийска. Например, доставка из порта Мельбурн в Москву одного контейнера через санкт-петербургский порт стоила в феврале $4150, чрез порт Клайпеда – $4570, через порты Калининграда и Балтийска – $5600. А морской путь из Мельбурна в Калининград занимает на шесть суток больше, чем до Клайпеды и Санкт-Петербурга.

«Экономически выгодно переориентировать грузы с Прибалтики на Петербург только для морских перевозок из Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Северной и Южной Америки, Португалии. Вино в Россию везут из Нового Света и из Европы примерно поровну, причем европейские по-прежнему будут везти автотранспортом через Прибалтику. Крепкие напитки чаще маркируются на заводах, поэтому спрос на их маркировку в Петербурге будет значительно меньше», – говорит заместитель гендиректора «Восхода» Юрий Ковалев.

За экспериментом в Калининградской области следят в литовской компании Girteka Logistics, которая ежегодно обрабатывает более 820 000 FTL, предоставляет услугу по маркировке и хранению алкогольной продукции на собственных таможенных складах в Литве и Латвии, а затем по транспортировке в Россию. В Girteka Logistics затруднились оценить, сможет ли Калининградская область составить серьезную конкуренцию балтийским соседям в логистике и стоимости, добавив: «Сейчас трудно делать какие-либо прогнозы, время покажет». В компании отметили, что их основными заказчиками являются торговые сети и связывают рост спроса на продукцию с открытием новых пунктов торговли и ростом электронной коммерции.

Директор по импорту компании Ladoga Дмитрий Журкин отмечает, что Петербург, который ближе Калининграда к центральной части России, мог бы закрыть все потребности российских импортеров. По его словам, успех эксперимента в Калининграде зависит от качества сервиса, который не должен уступать прибалтийским компаниям. Он поделился опасениями, что в ходе эксперимента у импортеров могут быть задержки и срывы поставок.

В случае организации маркировки в порту Санкт-Петербурга вокруг стивидорных компаний возникнет дополнительный бизнес, который будет предоставлять логистические услуги. Это повысит привлекательность самого порта, говорит вице-президент ГК «Аривист» Евгений Кошкаров.

«Клиентам недостаточно перегрузить контейнер с одного транспортного средства на другое. Им нужны дополнительные услуги, — говорит он. – Как правило, маркируют большие партии алкоголя на заводах. Но в последнее время мы видим, что растет мода на продукцию небольших виноделен, а такие ограниченные партии легче всего маркировать в транзитных пунктах».

До 15 июня 2023 г. Минфин должен направить в правительство итоговый доклад о целесообразности маркировки импортного алкоголя на территории России и о влиянии эксперимента на транспортно-логистический комплекс Калининградской области.

Если в пилотном проекте продолжит участвовать только Калининградская область, эксперимент могут признать ограниченно успешным, экономический эффект может распространиться только на рынок Калининградской области, считает Ковалев.

Если Калининградская область останется единственным местом для проведения эксперимента, то его участники выберут наиболее экономичный сценарий, считают специалисты «Гермеса»: груз будут ввозить через прибалтийские порты, а затем в Калининград – через сухопутные пункты пропуска. «Как и раньше, деньги за обработку контейнерных грузов будут получать прибалтийские порты, а за доставку на территорию Калининградской области – прибалтийские транспортные компании», – пишут эксперты «Гермеса».

Дополнительные поступления в бюджет Петербурга в случае участия в эксперименте аналитики «Гермеса» оценивают в 2–3 млрд руб. в год.