Деньги «Газпрома» не ускорят петербургское метро

Кроме финансирования потребуется время на возобновление строительства и запуск нового оборудования
Для запуска одной станции требуется семь лет /Pixabay

Губернатор Петербурга Александр Беглов во время онлайн-встречи с президентом РФ заявил о планах открыть к 2024 г. три станции метро («Казаковскую», «Путиловскую» и «Горный институт»). На строительство метрополитена направят средства от налоговых отчислений ПАО «Газпром», которое перенесло штаб-квартиру из Москвы в Петербург. За 2021 г. и 2022 г. выплаты «Газпрома» по новому месту регистрации должны составить 57 млрд руб. Теперь власти смогут направлять на строительство метро по 50 млрд рублей в год вместо 20-30 млрд.

Еще в июле этого года губернатор заявлял о возможности построить к 2024 г. не три, а шесть станций в Петербурге и одну в Ленинградской области, а также электродепо «Правобережное». Для этого требовалось 200 млрд руб. Опрошенные «Ведомостями» эксперты пояснили, что вопрос стоит не только в размере необходимой суммы: увеличение финансирования не сможет ускорить строительство метро.

После банкротства «Метростроя» работами займется специально созданная компания «Метрострой Северной столицы» (МССС), которая принадлежит на 65% правительству Петербурга, а на 35% — банку ВТБ. Новой метростроительной организации должны присвоить статус единственного поставщика по проектированию, реконструкции и строительству метрополитена в Петербурге до 1 октября — в соответствии с распоряжением президента РФ.

Один из бывших топ-менеджеров «Метростроя» рассказал «Ведомостям», что перестройка системы нарушила взятый прежде ритм по строительству двух-трех станций метро в год. Для активного открытия новых объектов необходима работа девяти тоннелепроходческих щитов. Сейчас на балансе «Метростроя» находятся три щита: два взяты в аренду МССС, один — использовался для строительства московского метрополитена. По оценке источника, стоимость одного щита составляет $35 млн.

«Их надо заказать, а потом ожидать доставки. При этом сооружение только одного наклонного хода занимает 9 месяцев. Так что даже при вливании 100 млрд руб., быстро метро не построишь, можно доделывать то, что уже строилось. Но это с большой натяжкой можно будет записать на счет новой организации, — говорит он. — К тому же практически остановилась проектная работа. Нет качественной разведки почв. На пути тоннелепроходческого щита может возникнуть валун или другое препятствие, что может сильно затормозить работу».

Планы по строительству новых станций метро продолжат корректироваться, считает генеральный директор ассоциации «Подземдорстрой», объединяющей строителей и проектировщиков метрополитенов и тоннелей, Сергей Алпатов. По его словам, сейчас работа ведется по проектированию семи станций метро. По словам Алпатова, на создание одной станции необходимо закладывать семь лет — три года на проектирование, а также до четырех лет — на строительно-монтажные работы.

Алпатов с сомнением отнесся к ранее заявленным планам города по строительству 29 станций к 2032 г. «Скорее всего, эти сроки будут переносить, так как необходимо в ближайшие годы начать комплексную работу сразу по нескольким станциям», — говорит он.

Алпатов также указал на нехватку оборудования для такого объема работ. «Часть оборудования уже нет, часть — устарела, например, щиты, сделанные в Туле и Украине. Вероятно, дело еще не скоро дойдет до обновления оборудования», — говорит он. Эксперт отмечает, что по плану, разработанному в  в 1983 г., в городе к 2020 г. должно было быть 156 станций (на деле построено только 72), а протяженность путей составлять 200 км (сейчас 124 км). Каждый раз «выходу на большой фронт работ» мешали различные исторические события: в 1941 г. — начало войны, в 1980-е — экономический кризис и начало перестройки.

Один из топ-менеджеров дочернего предприятия «Метростроя» рассказал «Ведомостям», что часть оборудования уже распродана в ходе банкротств «дочек». Например, десятки единиц техники, принадлежащей «СМУ-11 Метрострой», реализовали с торгов после признания компании банкротом в апреле 2019 г. Задолженность предприятия составляет 1,1 млрд руб.

«Постепенно конкурсные управляющие и в других дочерних предприятиях присматриваются к тому, что можно продать. Доходит до того, что готовят к продаже оборудование, установленное в шахтах. Например, на "Путиловской" есть морозильные установки "СМУ-9" для заморозки наклонного хода. Если продадут, то для возобновления работы потребуется искать новые, а затем монтировать вновь», — заключил он.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 31 августа признал «Метрострой» банкротом и открыл конкурсное производство. Банкротство компании может затянуться на пять-шесть лет. Дебиторская задолженность «Метростроя» сейчас составляет 15 млрд руб., а стоимость имущества оценивается примерно в 4,2 млрд руб. В пресс-службе «Метростроя» не смогли оперативно ответить на вопросы «Ведомостей». В МССС «Ведомостям» пояснили, что до заключения с ними госконтрактов не могут комментировать программу развития метро.