Проект по выпуску «топлива будущего» в Ленобласти может оказаться успешным
Производство зеленого водорода в регионе будет рентабельным и найдет рынки сбыта, уверены экспертыГубернатор Ленобласти Александр Дрозденко 22 сентября на Балтийском региональном инвестиционном форуме BRIEF’21 заявил о планируемом запуске в регионе проекта по созданию зеленого водорода. По его словам, в регионе создадут технопарк, где будут расположены декарбонизированные производства (выпуск продукции с минимальным углеродным следом), а заодно разместят мощности по выпуску «топлива будущего».
Отвечая на вопрос «Ведомостей» о том, где будет размещено производство, Дрозденко назвал несколько потенциальных площадок: в Выборгском, Кингисеппском и Сланцевском районах области. Обязательным условием для получения зеленого водорода является использование возобновляемых источников электроэнергии (ВИЭ). Поэтому власти рассматривают возможность размещения близ технопарка или на побережье Финского залива ветроэлектростанций (ВЭС).
Дрозденко не уточнил, какая компания может стать партнером проекта. Однако в феврале этого года власти региона обсуждали возможность инвестирования в возобновляемую энергетику (включая строительство ВЭС и микрогидроэлектростанций) и производство зеленого водорода с партнерами из Германии. Среди российских компаний, которым интересны проекты ВИЭ, Дрозденко в феврале называл «ТГК-1», «ВЭС Свирица», компанию «Энел Россия».
Зеленый водород получают электролизом воды с использованием возобновляемых источников энергии. Аналитик «Финам» Александр Ковалев рассказал, что сейчас инвесторы не спешат вкладывать в новые проекты ВИЭ на территории региона, несмотря на выгодное расположение Ленинградской области с точки зрения потенциала ВЭС. Строится лишь один ветропарк («ВЭС Свирица») на 100 МВт. Ввод объекта в эксплуатацию планируется в 2023 г.
Причина – в существующем профиците электроэнергии за счет работы Ленинградской АЭС (в 2020 г. он составил 32,2%). Поэтому игроки рынка ВИЭ и не спешат заходить на местный рынок, поясняет Ковалев. Но конкретный проект производства зеленого водорода может привлечь инвесторов, считает эксперт.
Пока что в России нет ни одного действующего проекта по производству экологически безопасного водородного топлива в промышленных масштабах, однако ряд компаний заявили о своем желании наладить выпуск зеленого водорода. В январе «Роснано» презентовала совместный проект с Enel на базе ветроэлектростанции в Мурманской области, который может стать первым в стране. Предполагается выпускать 12 000 т водорода в год и экспортировать его в страны Евросоюза, инвестиции оцениваются в $320 млн.
Энергетическая компания Fortescue Future Industries во время Петербургского международного экономического форума заявила о планах реализовать в России проект по производству зеленого водорода из возобновляемых источников энергии с инвестициями на начальном этапе $25 млрд. Компания рассчитывает на поддержку правительства России в виде выдачи разрешений и возможных преференций, а также ищет потенциальных партнеров для возможного создания совместного предприятия, сообщал ТАСС. Однако инвестору интересны Якутия, Камчатка и Эвенкия.
Несмотря на то что в России еще нет действующих производств, разработанная Минэнерго Концепция развития водородной энергетики предполагает, что уже к 2024 г. экспорт экологически чистого водорода из России составит 200 000–1 млн т, а к 2035 г. поставки достигнут 2–7 млн т. При этом производить зеленый водород для экспорта в Европу будет выгодно именно в России, считают разработчики. Сейчас методом электролиза воды в России зеленый водород можно выпускать по $4 за 1 кг, а в Азии это стоит $7–8 за 1 кг, указано в проекте Концепции.
Ковалев считает, что в Ленинградской области вполне реально выпускать водород по цене до $4 за 1 кг. «Цена водорода при стоимости электроэнергии 2000 руб./МВт ч (средняя плановая цена «Фортума» на 2025–2027 гг. по итогам недавнего отбора), мощности ВЭС в 100 МВт и мощности электролизера в 20 МВт вообще даст цену меньше $3 за 1 кг топлива при условии «прямого» запитывания электролизера», – рассчитал аналитик. Однако решающими факторами ценообразования станут мощность построенной для проекта ВЭС и самого электролизера, который будет использован при производстве, добавил он.
Доцент кафедры оценочной деятельности и корпоративных финансов университета «Синергия» Наталия Тельминова говорит, что на конец 2020 г. средняя себестоимость получения 1 кг зеленого водорода составляла 3,39 евро. Но основная проблема связана не с производством, а с транспортировкой и влиянием этой статьи затрат на итоговую цену. По мнению Ковалева, у Ленобласти есть логистическое преимущество. Сухопутное расстояние до Хельсинки, куда можно поставлять конечный продукт, не превышает 400 км, а Финский залив позволяет осуществлять морские поставки широкому перечню потенциальных экспортеров топлива (Германии, Дании, Швеции, Польше и Европейской Прибалтике). «Именно на европейских партнеров будет фокус в случае реализации проекта, поскольку на отечественном рынке на зеленый водород спроса фактически нет», – пояснил аналитик «Финама».
Заместитель главы Представительства немецкий экономики в России Владимир Никитенко считает, что основным рынком потребления водородного топлива будет именно Германия. «Сейчас высказываются мнения, что водород можно будет транспортировать в виде смеси по существующим газопроводам, что позволит снизить издержки на транспортировку и транспортировать большие объемы водорода. Главное преимущество Ленобласти – прямой доступ к трубопроводам Северного потока. Поэтому потенциально в Ленобласти уже существуют каналы по транспортировке водорода в Германию», — пояснил он.
Стоимость транспортировки водорода морским транспортом или по трубопроводу составит от $1 до $2 за 1 кг на 1000 км, без учетов расходов на создание инфраструктуры, говорит партнер Strategy Partners Елена Крившич.
Пока зеленый водород не очень востребован в России, но все изменится с введением налога ЕС на углеродоемкий импорт, отмечает она. Многие секторы, в том числе нефтегазовый и металлургия, будут заинтересованы в переводе своих производственных циклов на низкоуглеродное топливо, такое как зеленый водород. «Поэтому Ленинградская область может пойти по пути интеграции нового вида топлива в существующие производственные процессы», – считает Крившич.
Существуют не только экономические, но и политические предпосылки для создания одного из первых российских производств зеленого водорода в Ленинградской области, считают эксперты. Наталия Тельминова отмечает, что, начав проект сейчас, можно стать лидером по экспорту в ЕС. Для Ленинградской области это не только имиджевая история, но и стратегически важная задача по созданию связей с зарубежными инвесторами, проекты которых уже реализуются в области, добавляет доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Александр Щелканов.
«Региону важно стать пилотным проектом, поскольку в Ленобласти уже есть наработанные контакты с зарубежными инвесторами, в том числе из Евросоюза и других стран. Инвестициями интересуются компании энергосектора, которые видят возможность получить гарантию возврата вложений от государства», – пояснил Щелканов.
Он подчеркнул, что в условиях геополитики в России сейчас стоит задача диверсифицировать поставки топлива и сформировать реальный рынок спроса, начиная с промышленных производств, заканчивая логистикой и генерацией. Именно Ленинградская область имеет для этого наиболее удобное расположение и перспективы.