Судостроению не хватает квалифицированных кадров

Количество резюме сокращается, а вакансий — растёт
Механикам-гидравликам по ремонту кран-манипуляторов в Петербурге готовы платить до 200 000 руб., судовым сварщикам и трубопроводчикам – от 150 000 руб., сервисным инженерам – от 120 000 руб. /Pixabay

В петербургских кадровых агентствах сокращается количество резюме от специалистов-судостроителей. Сейчас на рынке размещено 1,8 резюме на вакансию, что существенно меньше стандартных 5–6 резюме, говорится в исследовании HeadHunter. Конкуренция за рабочие места среди соискателей продолжает снижаться. За III квартал они разместили около 4500 резюме – на 2% меньше, чем в предыдущем квартале.

Число размещенных вакансий в сфере судостроения, напротив, растет. По данным HeadHunter, с января по сентябрь по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. прирост составил 128%. Лидерами по спросу сотрудников и числу вакансий остаются петербургские предприятия, которым принадлежит каждая третья вакансия в стране). В десятку наиболее востребованных профессий вошли инженеры-конструкторы (10% от всех вакансий), сварщики, технологи, слесари, ведущие инженеры, токари и сборщики.

В судостроении сейчас наблюдается один из самых больших на рынке труда разрывов между ожидаемой и предлагаемои зарплатой, отмечают аналитики HeadHunter. В Петербурге 63% опрошенных, работающих в сфере судостроения, задумываются о смене профессии. По их данным, более 40% считают зарплату недостаточно высокой.

Представители двух крупных судостроительных предприятий Петербурга – «Адмиралтейских верфей» и Балтийского завода – подтвердили «Ведомостям», что им не хватает сотрудников. Но дефицит они видят только в сегменте высококвалифицированных кадров. Недовольство соискателей предлагаемыми зарплатами они объяснили тем, что на высокий доход рассчитывают люди с недостаточным уровнем квалификации.

Начальник отдела подбора и развития персонала Балтийского завода Эльгиза Кайкина рассказала, что на предприятиях судостроительной отрасли обычно применяется прогрессивная система оплаты труда. «Чаще всего на рынке труда мы наблюдаем не дефицит квалифицированных специалистов, а разрыв между квалификационными требованиями предприятия и квалификацией соискателя», – сказала она. По словам Кайкиной, прежде чем взять нового сотрудника, предприятие оценивает, насколько велик этот разрыв, и рассчитывает, сколько времени потребуется на дополнительную подготовку или переобучение.

Мария Артюхина рассказала «Ведомостям», что на судостроительных предприятиях Петербурга сейчас сложились конкурентные зарплаты, но высокие доходы имеют только те работники, которые длительное время проработали на крупных предприятиях. По данным hh.ru, механикам-гидравликам по ремонту кран-манипуляторов в Петербурге готовы платить до 200 000 руб., судовым сварщикам и трубопроводчикам – от 150 000 руб., сервисным инженерам – от 120 000 руб.

Кайкина считает, что выпускники и уже вышедшие на рынок молодые специалисты обладают низкой квалификацией. У них отсутствует минимальный опыт. «Эти барьеры приводят к тому, что молодые специалисты меняют свои карьерные планы», – говорит Кайкина. По ее словам, сейчас наблюдается переизбыток инженерных кадров и дефицит рабочих.

В то же время среди абитуриентов популярность судостроительных профессий сохраняется, рассказала «Ведомостям» проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) Елена Счисляева. У поступающих остаются востребованными специальности, напрямую связанные с судостроением: «проектирование и постройка кораблей, судов и океанотехники», «кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры», а также «машиностроение».

«В этом году на 999 бюджетных мест бакалавриата и специалитета очной формы обучения подано 11 313 заявлений», – рассказала Счисляева, добавив, что 85% выпускников остаются работать в судостроительной отрасли.

В пресс-службе «Адмиралтейских верфей» отмечают, что судостроительным специальностям обучает лишь небольшое количество учебных заведений, что приводит к дефициту новых квалифицированных работников.

Артюхина рассказала, что многие судостроительные предприятия сами занимаются повышением квалификации работников, но это тоже относится к квалифицированным сотрудникам, которые работают не первый год.