Ленобласть заработает на «Усть-Луге» через шесть лет

В регионе начали строить крупный газохимический комплекс. Однако из-за создания ОЭЗ «Усть-Луга» область сможет рассчитывать на полноценные поступления налогов только после окупаемости проекта
В Ленобласти началось строительство комплекса по переработке этансодержащего газа /«Русгаздобыча»

Минэкономразвития 16 ноября опубликовало проект постановления Правительства о создании в Ленинградской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Усть-Луга». Два потенциальных инвестора уже определены. Это «Балтийский химический комплекс» (БХК) и оператор комплекса по переработке этансодержащего газа и производству сжиженного природного газа «Русхимальянс». Оба проекта — часть создаваемого в Ленобласти комплекса по переработке этансодержащего газа (КПЭГ), который реализуют «Газпром» и «Русгаздобыча» при поддержке государственной корпорации развития ВЭБ.РФ

Согласно проекту постановления, совокупный объем налоговых отчислений от ОЭЗ ППТ «Усть-Луга» в бюджеты всех уровней составит 2,3 трлн руб. к 2048 г. В документе уточняется, что данная сумма исключает налог на добавленную стоимость, который планируют возмещать резидентам ОЭЗ и управляющей компании. По прогнозам Минэкономразвития, к 2031 г. инвестиции потенциальных резидентов составят 2,2 трлн руб., а их выручка – около 6 трлн руб. Предполагается создание более 5 500 рабочих мест.

«Русгаздобыча» и «Газпром» уже приступили к строительству в Усть-Луге КПЭГ. Он станет первым в России комплексом с полным циклом глубокой переработки углеводородов и выпуском премиального полиэтилена. В состав КПЭГ войдут четыре завода: мощности по переработке и сжижению природного газа, а также газохимический комплекс по переработке этана и производству полиэтилена.

Гендиректор «Русгаздобычи» Константин Махов оценил общую стоимость проекта в 3 трлн руб. Планируется, что первая очередь начнет работать в IV кв. 2023 г., вторая — в IV кв. 2024 г.

Сейчас в Ленинградской области нет особых экономических зон, ближайшая расположена в Санкт-Петербурге. Главной причиной создания первой ОЭЗ в регионе стало строительство газохимического кластера, говорит аналитик управления торговых операций «Фридом финанс» Александр Осин. «Без ОЭЗ область не получила бы, возможно, инвестиции Газпрома. Скорее всего, они были сделаны в расчете на налоговые льготы», — говорит он.

Режим ОЭЗ предполагает, что в первые годы реализации проекта регион не будет получать полную налоговую отдачу от работы резидентов ОЭЗ. Например, для резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» предусмотрен ряд преференций: пониженная ставка налога на прибыль (2% при уплате в федеральный бюджет, 13,5% — в бюджет Санкт-Петербурга), нулевая ставка налога на имущество в течение 10 лет, налога на землю и транспорт — в течение 5 лет, также действует особый таможенный режим, позволяющий на льготных условиях ввозить оборудование и компоненты для резидентов ОЭЗ. По оценке Осина, в первые несколько лет налоговые отчисления от резидентов ОЭЗ «Усть-Луга» окажутся примерно на треть ниже.

«В регионе реализуется стандартный проект ОЭЗ. Возможны определенные расхождения в ставках льготируемых налогов, однако они невелики. К примеру, налог на прибыль в части, поступающей в региональный бюджет, в течение первых 6 первых лет может составить 7-8%,  а затем будет повышен, к примеру, до 13,5-14,5%», — поясняет Осин. По его оценкам, объем налоговых льгот в ОЭЗ составит 30% — 50% от стандартных базовых ставок в первые 10 лет действия проекта.

Однако главным преимуществом от проекта станет не столько рост налогов, сколько увеличение валового регионального продукта (ВРП). Через 3-5 лет КПЭГ начнет генерировать порядка 1 трлн руб. выручки, рассчитал аналитик. «Это эквивалентно росту номинального ВРП Ленинградской области приблизительно на 80% относительно уровня 2019 года», — говорит он. 

Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев подчеркивает, что налоговые льготы – это своего рода плата за реализацию в регионе крупных проектов. «В любом случае рост деловой активности в регионе отчасти компенсирует недополученные налоги. Но окончательные цифры мы узнаем, только после реализации самого проекта и финансовой отчетности», — говорит Разуваев.

По мнению доцента кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, к.э.н. Дмитрия Десятниченко, о полноценной уплате налогов в областной бюджет можно будет говорить только через 5-6 лет, то есть после окупаемости проекта. Однако все будет зависеть от конкретных параметров принятого постановления правительства. «Думаю, что после выхода на окупаемость проекту еще какое-то время позволят существовать в льготном режиме, но затем все преференции снимут», — полагает эксперт.

Десятниченко также отмечает, что уже на стадии строительства бюджет Ленобласти сможет постепенно «добирать» налоги. По его оценке, 25% инвестиций «осядут» в выручке региональных строительных организаций, которые будут заняты на стройплощадках, а также у производителей стройматериалов. Власти региона также ждут, что особые условия привлекут сопутствующие производства: переработки газовых фракций, полимеров, малотоннажной химии и другие промышленные компании и исследовательские центры.

В Минэкономразвития считают, что проект по переработке газа окупится за 6 лет. Аналитик по газу Центра энергетики московской школы управления Сколково Сергей Капитонов уверен, что это реальные сроки, однако так быстро затраты могут окупиться только в случае жесткого контроля сметы и сроков строительства со стороны инвесторов.

«Это необходимо, чтобы успеть воспользоваться благоприятной конъюнктурой на мировых рынках, ведь СПГ и газохимическими проектами уже занимаются Катар, Австралия и ряд африканских стран. Нужно успеть обогнать конкурентов, иначе срок окупаемости может затянуться», — поясняет Капитонов.