Воздушные ворота открыли «седьмое небо»

Из Петербурга 15 декабря вылетел первый рейс по программе седьмой «свободы воздуха». Из-за пандемии первого полета пришлось ждать почти два года
Wizz Air вечером 15 декабря отправил первый прямой рейс из Петербурга в Софию /PIXABAY

Венгерский лоукостер  Wizz Air вечером 15 декабря отправил первый прямой рейс из Петербурга в Софию. Теперь компания будет работать в Пулково по программе седьмой степени «свободы воздуха», совершая регулярные рейсы в Болгарию по средам и субботам. Генеральный директор ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) Леонид Сергеев рассказал журналистам, что рейс в Софию запускает программу по упрощению работы авиакомпаний в воздушном пространстве России, открытую еще 1 января 2020 г.

Седьмая степень «свободы воздуха» позволяет иностранным авиакомпаниям перевозить пассажиров и грузы в другие страны без посадки в стране регистрации, как это положено по действующим двусторонним межправительственным соглашениям о воздушном сообщении. Президент Wizz Air Роберт Карей рассказал, что компания планирует обслуживать 17 направлений из Петербурга, но сейчас доступны всего два: в Будапешт, где базируется перевозчик, и теперь в Софию. Также Wizz Air планирует весной запустить прямые рейсы из Петербурга в Италию. Карей отмечает, что к лету 2022 г. количество направлений должно быть расширено из-за возможного смягчения коронавирусных ограничений.

Пулково получил седьмую степень «свободы воздуха» в 2020 г. на пять лет, но из-за коронавирусных ограничений первый полет состоялся только 15 декабря. Таким образом Wizz Air сможет летать по седьмой «свободе воздуха» еще три года. Председатель комитета по транспорту Петербурга Кирилл Поляков рассказал журналистам, что власти города обратились в правительство РФ с просьбой изменить дату отсчета полетов по седьмой «свободе воздуха». Начать отсчет просят с того момента, когда российские власти после пандемии сняли ограничения на международные полеты.

В какие страны разрешено летать из Пулково по седьмой «свободе воздуха»

Согласно перечню Минтранса РФ, из Пулково можно летать без ограничений в 21 страну: Румынию, Сербию, Словакию,  Бельгию, Данию, Ирландию, Исландию, Латвию, Словению, Финляндию, Швейцарию, Швецию, Эстонию, Литву, Люксембург, Македонию, Мальту, Нидерланды, Норвегию, Польшу и Португалию.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты и участники рынка отмечают как плюсы так и минусы седьмой «свободы воздуха». В первую очередь она выгодна самому аэропорту и Петербургу, но несет риски для российских авиакомпаний, говорят они.

По словам исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, седьмая «свобода воздуха» серьезно увеличит объемы обслуживания рейсов и пассажиропоток Пулково. «Для ВВСС — это увеличение масштаба бизнеса, причем каждый пассажир, прибывший или отправленный по международному направлению, дает ВВСС больше денег, потому что ставки сбора за взлет, посадку и обслуживание пассажиров на международных рейсах выше», — говорит он.

Благодаря новым рейсам в Петербурге вырастет число как  иностранных, так и российских туристов. В Пулково будут прилетать российские туристы, чтобы пересесть здесь на иностранные направления, говорит главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров. А иностранные пассажиры Wizz Air получат новое направление полетов на упрощенной основе, добавляет генеральный директор компании «Инфомост» Борис Рыбак. Он считает, что развитие Пулково как хаба позволит снять нагрузку со столичных авиаузлов, которые и так перегружены.

Пантелеев полагает, что в перспективе седьмая «свобода воздуха» и приход лоукостеров может привести к снижению цен на билеты из-за появления конкуренции. В то же время, по мнению Рыбака, российские компании не будут снижать цены на билеты: в 2021 г. они получат $1 млрд убытков из-за пандемии  и снизить стоимость могут только за счет увеличения потерь. «Но это зверски несправедливо по отношению к русским авиакомпаниям», — считает Рыбак.  

Источник в одной из авиакомпаний, работающих в Пулково, говорит, что в долгосрочной перспективе новая политика может привести к росту цен на билеты на других направлениях и переориентации отечественных авиакомпаний на другие рынки. «Любой перевозчик, приходя на новый рынок, для привлечения пассажиров использует политику низких цен. Это приводит к уходу традиционных авиакомпаний. Но позднее рыночная цена восстанавливается, а иногда становится выше прежней», — говорит он.

Гусаров тоже видит риски седьмой «свободы воздуха» для российских авиакомпаний. На выгодные для них международные направления смогут зайти иностранцы. Сейчас отечественные компании за счет прибыльных международных рейсов субсидируют региональные перелеты, которые остаются убыточными. А иностранные компании этого делать не будут, поясняет он.

По мнению Рыбака, решение о введении седьмой «свободы воздуха» носит несистемный характер. Это попытка точечно решить проблему устаревших соглашений о воздушном сообщении, которые сегодня имеют массу преград для прихода иностранных авиакомпаний. «Введение такого режима для Петербурга нарушает всю эту систему. Хотя она архаична, мы ее критиковали, но тем не менее она существует», — считает он.

Рыбак считает, что вместо введения седьмой «свободы воздуха необходимо менять систему взаимоотношений с Евросоюзом. Кроме того, российским компаниям помимо «Аэрофлота» также нужно открыть больший доступ к европейским направлениям.