Электричество прибудет из Заполярья
Кольско-Карельский транзит даст Петербургу и Ленобласти больше зеленой энергии, но может изменить энергобланс регионаПАО «Россети» ввело в работу вторую цепь Кольско-Карельского транзита протяженностью более 1100 км. Он соединяет энергосистему Мурманской области с Карелией и Ленинградской областью. Энергомагистраль проходит параллельно первой цепи, построенной более 30 лет назад. В официальном сообщении компании уточняется, что новая линия позволит увеличить передачу мощности в 1,5 раза до 615 МВт.
В пресс-службе ПАО «Россети» рассказали, что цель проекта — обеспечить полноценное использование генерации Заполярья.В первую очередь речь идет о Кольской АЭС, гидроэлектростанциях региона, а в перспективе и Кольской ветроэлектростанции (ВЭС). По оценке Системного оператора, среднегодовая фактическая величина «запертых», то есть неиспользуемых мощностей Мурманской области достигает около 290 МВт. Планируется, что Кольско-Карельский транзит также поможет закрыть будущие запросы потребителей электроэнергии в этих регионах. «Россети» вложили в проект 59 млрд руб., основной объем – собственная выручка, а также заемные средства, рассказали в пресс-службе компании.
Несмотря на то, что Петербург и Ленобласть – энергопрофицитные территории, электроэнергию Кольской АЭС и ГЭС Мурманской области можно будет легко продать на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) из-за более низкой цены атомной и гидрогенерации, говорит доцент Института энергетики СПбПУ Ольга Новикова.
Потребление электроэнергии растет и внутри самого Северо-Западного округа: в 2021 г. по сравнению с 2020 г. оно увеличилось на 5,8%, а в Петербурге и Ленобласти – на 8,7%. Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко полагает, что объем потребления электроэнергии в регионах транзитной магистрали будет расти и дальше за счет развития промышленности. Кроме того, существуют возможности экспорта электроэнергии в приграничные страны.
В качестве одного из плюсов Кольско-Карельского транзита для потребителей аналитики выделяют возможность увеличить поставки зеленой энергии на ОРЭМ от ГЭС Мурманской области и Колькой ВЭС. Проект с использованием возобновляемых источников энергии реализует ПАО «Энел Россия», заявленная мощность ветропарка — 200,97 МВт. Это даст потребителям возможность приобретать больше зеленых сертификатов, что в последнее время особенно важно для экспортеров и иностранных компаний, работающих в Петербурге и Ленинградской области, говорит Новикова. Конечно, в этом случае можно ожидать небольшого перераспределения денежного потока между генераторами, но на баланс энергосистемы Ленинградской области это сильно не повлияет, уверена она.
В целом, по мнению Десятниченко, актуальность проекта сомнений не вызывает, поскольку технологический уровень сетевой инфраструктуры должен быть готов к росту потребления электроэнергии. Кроме того, увеличенная пропускная способность магистральных сетей позволит свободнее распоряжаться временными региональными избытками генерации, как и свободнее получать электроэнергию от других участников единой энергосистемы в случае возникновения локальных сбоев, подчеркивает эксперт.
Но поставка более дешевой электроэнергии из Мурманской области в объединенную энергосистему может привести к тому, что генерирующие компании Петербурга и Ленобласти начнут снижать отпуск собственной электроэнергии. «Если объем электроэнергии за счет транзита превысит рост спроса, то это может негативно повлиять на загрузку теплоэлектроцентралей», – уточняет Новикова.
Десятниченко тоже считает, что генерация Мурманской области отчасти начнет конкурировать с производителями электроэнергии из Ленинградской области и Петербурга. Однако по его словам в этом есть и плюс: конкуренция поспособствует выравниванию издержек и тарифов. «Рост конкуренции приводит к выигрышу потребителей и подтянет отстающих игроков к отраслевым лидерам», – говорит эксперт.
В то же время директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев говорит, что с запуском Кольско-Карельского транзита балансово-режимная ситуация серьезно усугубится. «Ленинградская АЭС нарастила свою мощность, будет наращивать мощность и Белорусская АЭС, а крупные энергоемкие предприятия в энергозонах Северо-Западного региона, напротив, оптимизируют электропотребление из-за высокой стоимости или переходят на собственные энергоисточники», – поясняет он.
Эксперты полагают, что эти и другие нюансы могут затянуть сроки окупаемости проекта. По мнению Новиковой, они будут зависеть от динамики потребления электроэнергии и тарифного регулирования. Главное, чтобы окупаемость не затянулась до того момента, когда нужно будет менять основные фонды, подчеркивает эксперт.
На вопрос о сроках окупаемости проекта и оценке рисков в пресс-службе «Россетей» не ответили, однако подчеркнули, что в рамках ограничений, предусмотренных законодательством, ФАС России устанавливает единый федеральный тариф с учетом всех инвестиционных и производственных задач в регионах присутствия. «Ввод в работу транзита не приведет к дополнительному росту тарифа для потребителей, в том числе тех областей, где он пролегает», – отметил представитель пресс-службы сетевой компании.
Кольско-Карельский транзит – это не инвестиционный проект в чистом виде, и окупаемость будет полностью обеспечиваться за счёт тарифных платежей потребителей, отмечает заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. Он напомнил, что в 2021 г. тарифы на транзит электроэнергии по магистральным сетям высокого напряжения между регионами выросли на 6,3%, а рост тарифов в региональных распределительных сетях редко где превысил 4%.
Но Новикова называет еще один возможный источник доходов для возврата инвестиций – плату за технологическое присоединение. Согласно последним изменениям 35-ФЗ «Об электроэнергетике», с 1 июня для субъектов малого и среднего бизнеса цена на техприсоединение вырастет на 50%, с 2023 г. – на 100%, а с 2024 г. к плате за техприсоединение добавят расходы на реконструкцию существующей сети. «Это вполне может стать дополнительным источником выручки для сетевой компании, с помощью которого можно будет компенсировать часть затрат на проект», – полагает она.