Мусор подождет сортировки
В Петербурге эксперимент по раздельному сбору отходов продолжится до конца 2023 г. Только после этого опыт смогут распространить на весь городС декабря 2021 г. «Невский экологический оператор» (НЭО) совместно с компанией «Артэко» и ассоциацией производителей и импортеров «РусПРО» реализует в Калининском районе Петербурга пилотный проект по раздельному сбору мусора. До 1 апреля 2022 г. на территории района планируют установить 3200 контейнеров для вторсырья. В комитете по природопользованию «Ведомостям» сообщили, что в прошлом году на закупку контейнеров, в том числе для раздельного накопления отходов, направили более 100 млн руб.
Эксперт и представитель компании «Артэко» Глеб Вершков рассказал «Ведомостям», что эксперимент будет длиться до 31 декабря 2023 г., чтобы определить, какая сортировка мусора для Петербурга подходит лучше: двухпотоковая, когда весь мусор делят на подлежащий и не подлежащий переработке, или многопотоковая – разделение на разные фракции. Только после этого НЭО сможет распространить опыт на другие районы города.
По словам Вершкова, отсортированное стекло уже отправляют на завод по его переработке в Новосоратовке. Макулатура и пластик направляются на сортировочную линию «Артэко» в Кузьмоловке. Упаковки Tetra Pak планируется перерабатывать на предприятиях в Липецке и Великом Новгороде, сейчас с ними заключают контракты.
Соседняя Ленинградская область занялась экспериментом по сортировке отходов годом раньше – в декабре 2020 г., и успела установить уже почти 17 000 баков на 520 контейнерных площадках для раздельного сбора мусора в девяти районах региона, говорит пресс-секретарь «Управляющей компании по обращению с отходами в Ленинградской области» (УКООЛО) Екатерина Терехова.
Однако отсрочка мусорной реформы в Петербурге и запоздалый старт проекта по раздельному сбору ТБО региональным оператором сыграли на руку частному бизнесу, который решил заняться этим самостоятельно. По словам соруководителя экологического движения «Раздельный сбор» Анны Гаркуши, сейчас в Петербурге, кроме экспериментального проекта НЭО, мусор сортируют отдельные частные компании. «К началу реформы в Петербурге уже каждая вторая площадка была оборудована контейнерами для раздельного сбора, по крайней мере, хотя бы для одной фракции», – говорит она.
По данным аналитиков «Раздельного сбора», сейчас в Петербурге контейнеры для сбора пластика расположены в шаговой доступности для 70% жителей, 45% горожан имеют возможность сдать на переработку стекло. Гаркуша опасается, что НЭО после запуска своего проекта может начать вытеснение подрядчиков, которые уже наладили сортировку и вывоз вторсырья.
Сейчас частные подрядчики забирают отсортированный мусор с площадок жителей бесплатно, так как эти отходы компании потом перепродают для переработки. После запуска сортировки подрядчиками НЭО жители будут продолжать оплачивать вывоз как обычного мусора, так и подлежащего переработки. «Когда региональный оператор проводит раздельный сбор, для него все это ТБО, которые человек оплачивает в полной мере, и не по количеству, а по нормативу. То есть человек не заинтересован как в сокращении объемов отходов, так и в сортировке, ведь он уже заплатил за услугу вывоза», – говорит Гаркуша.
Пресс-секретарь НЭО Дина Койрес говорит, что снизить тариф на вывоз отходов, подходящих для дальнейшей переработки, можно лишь в том случае, если плата будет начисляться по фактическому объему, а не по нормативу. «Тариф при фактической оплате снижается в 2–3 раза. Сейчас фактически рассчитывать потребителей невозможно», – подчеркивает она. С другой стороны, власти могли бы ввести какой-то кешбэк за сортировку отходов, либо скидку, но пока такая инициатива тоже не обсуждается.
Председатель общественной организации «Северо-Западный зеленый крест», эколог Юрий Шевчук уверен, что раздельный сбор и последующая переработка уже сейчас являются экономически выгодными. «Весь мусор сейчас можно спокойно переработать, но НЭО не хочет строить заводы по полной переработке мусора. Он строит заводы с извлечением вторично потерянных ресурсов и с их продажей на уже действующие заводы для дальнейшей утилизации. Все остальное они хотят захоронить на полигонах. Но все можно переработать, если сделать заводы замкнутого цикла», – подчеркивает он, добавляя, что такое предприятие окупается за 6 лет.
Терехова говорит, что в Ленинградской области пока не вышли на прибыльность проектов по сортировке и переработке. «Сейчас никакой маржинальности в проекте нет. Этого можно достичь, если будет высокое качество отсортированных отходов, и проект будет достаточно масштабирован. Сейчас проект уходит в ноль», – поясняет она.