Порты Ленобласти посадят на «безугольную диету»
Усть-Луга, Выборг и Высоцк с августа не смогут отправлять топливо на экспорт в ЕвропуЕвропейский союз в пятницу, 8 апреля, утвердил пятый по счету пакет санкций против России, сообщается в заявлении Совета ЕС. Одно из ключевых ограничений предусматривает запрет на импорт угля из России. Санкции вводят «запрет на покупку, импорт или передачу угля и других видов твердого ископаемого топлива в ЕС, если они происходят из России или экспортируются из России, начиная с августа 2022 года», сообщается в заявлении.
Новые санкции напрямую затронут три порта в Ленинградской области, которые сейчас перегружают уголь на экспорт. Крупнейший из них – порт Усть-Луга. По данным «Администрации морских портов Балтийского моря», в январе-феврале этого года через него было отгружено в общей сложности 4,752 млн т угля и кокса. Это почти 27% всего грузооборота порта за первые два месяца этого года. За 2021 г. перевалка угля и кокса в порту достигла 42 млн т и составила почти 40% грузооборота.
Порт Выборг перегружает гораздо меньше угля: за январь-февраль отгрузка составила 89 400 т. Но это почти половина всего грузооборота порта за два месяца. Высоцк в январе-феврале перегрузил 579 400 т угля, его доля в общем грузообороте – более 20%.
Крупнейшей стивидорной компанией в Ленинградской области, которая занимается перевалкой угля, является «Ростерминалуголь» в Усть-Луге. В 2021 г. она обработала 24,4 млн т угля. Основными странами-грузополучателями угольной продукции в 2021 г. стали Нидерланды — 37%, Бразилия — 14%, Марокко — 13%, Германия — 10%, Индия — 10%. Таким образом на европейские страны пришлась почти половина всех отгрузок, которых терминал может лишиться в ближайшее время. В пресс-службе стивидорной компании отказались отвечать на вопросы «Ведомостей» о том, как новые санкции могут повлиять на грузооборот терминала.
Начальник отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский отмечает, что в ближайшие месяцы порты резко не снизят объемы перевалки, так как ЕС перестанет принимать уголь из России только с августа, контракты на ближайшие месяцы уже подписаны. «Думаю, что они специально обозначили эту дату, чтобы все лето закупать уголь и осенью, с уже сформированными запасами, искать альтернативные источники поставок», — поясняет он.
Но у поставщиков появляется время, чтобы переориентироваться на новые рынки сбыта, говорит Кумановский. Обычно переориентация на другие рынки занимает около 1-2 кварталов, потому что контрактация по углю построена таким образом, чтобы продавать топливо на квартал вперед. «Полагаю, что через несколько месяцев крупнейшие российские угольные компании уже найдут другие крупные рынки сбыта, поскольку сейчас из-за цены на тот же газ угольная генерация испытывает возрождение. Скорее всего это будут азиатские рынки, особенно если российские угольщики предоставят хороший дисконт», — подчеркивает он.
Однако переориентация на азиатские рынки может сыграть против портов Ленинградской области, добавляет эксперт. Морские перевозки угля через порты Ленобласти могли бы быть рентабельными, если бы компании экспортировали уголь в Африку. Сейчас из Ленобласти уже осуществляют поставки угля, например, в Марокко. Но Кумановский опасается, что угольные компании будут в основном ориентироваться на те страны, где электроэнергию генерируют на угольных ТЭЦ – это Китай и Юго-Восточная Азия.
«Переориентация потоков с западного направления на восточный возможна, если отказаться от услуг портов Ленобласти и вести уголь железной дорогой. Никто не будет перевозить уголь морским путем, если будет возможность продать его на малом транспортном плече», — поясняет эксперт.
Директор «Института исследований и экспертизы» Внешэкономбанка Юлия Зворыкина считает, что порты Балтийского бассейна все равно останутся востребованными каналами перевозки угля, даже если экспорт переориентируется на страны Юго-Восточной Азии и Индию. По данным «Ростерминалугля», 10% угля из Усть-Луги уже идет в Индию. Зворыкина поясняет, что перевозить уголь в эту страну по железной дороге достаточно сложно, железнодорожные пути в сторону российского Дальнего Востока серьезно загружены. «Все угольные компании будут стараться оптимально задействовать уже имеющиеся у них транспортные возможности, даже с потерей прибыли. Ограничением будет являться не цена поставки, и не маржинальность, а наличие контрактов на транспортировку грузов», — поясняет она.
Координатор экспертного совета ЭЦ «Проектный офис развития Арктики» Александр Воротников подтверждает, что стратегическое расположение портов Ленобласти достаточно выгодно с точки зрения выхода на Балтику. Но в борьбе за уголь конкуренцию им также могут составить порты Арктики. «В нынешней ситуации с точки зрения перевалки угля сейчас перспективнее Мурманский регион», — считает эксперт. По данным пресс-службы администрации Мурманской области, в 2023 г. в Мурманске планируется ввести в эксплуатацию новый морской терминал «Лавна» с объемом перевалки угля до 18 млн т в год.
По мнению Воротникова, помимо угля под угрозой находится и перевалка сжиженных углеводородных газов в Усть-Луге. «Пока запрета на импорт из России углеводородов и в частности природного газа нет, но сегодня такие риски значительно выросли», — поясняет эксперт.