Очки и памперсы меняют марки

Петербургские сети оптик и аптек замещают продукцию уходящих из России брендов товарами под собственными торговыми марками
Увеличение доли продаж СТМ для медицинского ритейла – не закономерный этап развития, а вынужденная мера /PIXABAY

Региональные ритейлеры медицинских товаров из-за проблем с поставками импортной продукции наращивают производство и продажу изделий под собственными торговыми марками (СТМ). Об этом «Ведомостям» рассказали представители сети оптик «Счастливый взгляд»,  аптечной сети «Для бережливых», а также производитель медицинских изделий «Тривес».

Владелец самой большой петербургской сети оптик «Счастливый взгляд» (включает 250 салонов) Виктор Гордейчук сообщил «Ведомостям», что крупнейший поставщик оправ для очков, итальянская Essilor Luxottica официально уведомил компанию о приостановке отгрузок. До марта он поставлял в Россию солнцезащитные очки и оправы для медицинских очков под люксовыми брендами Ray-Ban, Vogue, Versace, а также менее известные массовые марки.

По словам Гордейчука, сейчас его компания продает около 20% медицинских оправ и солнцезащитных очков под собственными марками, которые относятся к низкому и среднему ценовому сегментам. В ближайшее время она планирует заместить на СТМ и весь высокий ценовой сегмент, который раньше был представлен импортом. «Поскольку у нас собственные марки занимали нишу нижнюю и среднюю, сейчас мы поднимаемся по ценовой линейке гораздо выше и замещаем иностранные бренды своими. Это ценовой сегмент оправ от 5000 руб. и выше, который как раз приходился на иностранные бренды», — пояснил он.

В перспективе сеть рассчитывает перейти на продажи 90-100% оправ под собственной маркой по аналогии с иностранными ритейлерами. «Если брать наших конкурентов в других странах, например, японские сети оптик, немецкую сеть Fielmann, у них продажи собственных брендов превышают 90%», — подчеркивает он.

Руководитель отдела развития сети «Аптека для бережливых» (включает 30 аптек в Петербурге и регионах СЗФО) Саяна Бантя рассказала «Ведомостям», что региональные аптечные сети развивают направление СТМ последние несколько лет, но сейчас его востребованность резко выросла. Они будут существенно наращивать доли продаж определенных товаров из-за ухода иностранных  марок. Например, если раньше аптеки по большей части производили под СТМ БАДы, сиропы, леденцы и т.п., сейчас стало актуально замещение предметов гигиены, которые быстрее всего начали вымываться из розницы из-за приостановки отгрузок иностранными компаниями: подгузники, средства женской гигиены, одноразовые пеленки и полотенца, туалетная бумага и др.

29 марта американская Johnson & Johnson заявила о решении приостановить поставки в Россию средств личной гигиены. Она выпускает товары под брендами O.B., Carefree, Le Petit Marseillais, Johnson's Baby и др. 22 апреля шведский производить средств личной гигиены Essity  тоже сообщил о прекращении деятельности в России и о возможной продаже трех своих фабрик, включая предприятие в Светогорске Ленинградской области. Essity выпускает подгузники Libero, средства женской гигиены Libresse, продукцию для защиты при недержании Tena, туалетную бумагу, бумажные полотенца, салфетки Zewa, Tork, антисептики и др.

Петербургская группа «Невис», в которую также входит собственная сеть аптек и производство медицинских товаров, уже отметила рост спроса на предметы гигиены под собственными торговыми марками из-за волны импортозамещения. На производственных площадках в Кронштадте и в Новой Ладоге группа выпускает гигиенические средства как для собственной аптечной сети, так и СТМ для сторонних аптечных сетей. Как рассказал «Ведомостям» представитель группы, сейчас «Невис» выпускает подгузники и средства женской гигиены для сетей «Апрель» и «Вита» под брендами этих аптек. «Изначально на фоне ажиотажного спроса у нас был всплеск заказов, но сейчас спрос нормализовался и мы вышли на обычные объемы поставок с небольшим приростом за счет импортозамещения», — рассказал представитель группы, но не отказался уточнять, насколько заказчики увеличили отгрузку СТМ-товаров.

По словам Бантя, чаще всего региональные аптечные сети размещают заказы на СТМ-товары у российских производителей. Совладелец петербургской компании по выпуску медицинских изделий и товаров для здоровья ООО «Тривес» Эдуард Ольшангер говорит, что самим производителям это тоже выгодно: таким образом они могут увеличить объемы поставок за счет новых каналов, в которых их товары еще не представлены. Например, «Тривес» сейчас производит ортопедические стельки, подушки, матрасы, ортопедическую обувь и трикотаж под собственными брендами и реализует их через фирменную сеть салонов. Но в компании уже обсуждают выпуск товаров специально для ритейлеров под их торговыми марками.

«Мы планируем обратиться к ведущим торговым онлайн-площадкам и предложить производство ортопедических подушек под их брендом, а также к коммерческим медицинским центрам, чтобы  выпускать продукцию под их торговыми марками», — рассказал Ольшангер «Ведомостям», но не стал уточнять, с какими компаниями ведутся переговоры.

По словам директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова, увеличение доли продаж СТМ для медицинского ритейла – скорее не закономерный этап развития, а вынужденная мера. Даже российские поставщики медицинских изделий и предметов гигиены перешли на условия полной предоплаты или оплату с минимальными отсрочками. К этому добавились проблемы логистики. Эти факторы и заставляют розничные сети переходить на СТМ.

По оценке Беспалова, сейчас доля товарооборота СТМ в большинстве аптечных сетей не превышает 5-10% от всей продукции. При этом чаще всего аптеки предлагают под собственными марками БАДы и витаминные комплексы, а также отдельные предметы личной гигиены (например, бумажные платочки), лечебной косметики и т.п. Ярких примеров, когда аптечная сеть удачно запускала бы под СТМ продажу памперсов, средств женской гигиены – нет, говорит эксперт. «Но сейчас у сетей появились для этого дополнительные стимулы, потому что продукция отдельных брендов стала либо недоступна, либо ограничена в объемах», — отмечает Беспалов.

Вместе с тем переход на СТМ несет и новые риски, подчеркивает он: «Самый очевидный риск: быстро заместить всю выпавшую линейку продукции сейчас не получится. И запуск новых сегментов, и расширение текущего партнерства с производителями требуют времени». По оценке Беспалова, регистрация новой торговой марки, получение гигиенического сертификата и другие процедуры могут потребовать от двух до четырех месяцев.

Кроме того, компания может не получить ожидаемого экономического эффекта. По оценке Гордейчука, производство в Китае и Гонконге оправ для медицинских очков аналогичных по качеству замещаемым иностранным брендам обходится до пяти раз дешевле, а в розничную продажу сеть готова их выставлять в два раза дешевле импортных аналогов, увеличивая тем самым рентабельность. Но Беспалов говорит, что сейчас из-за ряда факторов сложно оценить итоговую рентабельность СТМ: даже российские производители испытывают проблемы с сырьем, требуют предоплату, растет стоимость доставки и т.д.

Плюс как аптекам, так и оптикам и другим ритейлерам, торгующим медицинскими изделиями и средствами гигиены под СТМ, придется потратить существенные бюджеты на рекламу и продвижение. «Ушедшие с рынка бренды активно продвигались и были известны потребителям. Без рекламной поддержки, без активного продвижения новых марок едва ли можно будет надеяться на те же объемы продаж и размеры рентабельности», — уверен Беспалов.