Грузоперевозки наехали на параллельный импорт

ТПП Ленобласти просит расширить список комплектующих для грузовых автомобилей, которые нужно включить в параллельный импорт
Доля импорта запчастей для грузовиков на российском рынке составляет 65% /FREEPIK

Торгово-промышленная палата Ленинградской области (ЛОТПП) готовит обращение в ТПП РФ с предложением расширить перечень комплектующих для грузовиков на ввоз в РФ в качестве параллельного импорта. Кроме того, представители ЛОТПП на основании просьб перевозчиков предлагают приостановить маркировку шин в системе «Честный знак». Об этом вице-президент Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» (ЛОТПП) Елена Дюкарева сообщила в четверг, 9 июня, во время рабочей встречи с руководителями компаний-грузоперевозчиков.

По данным ассоциации европейского бизнеса и  агентства «Автостат», доля импорта запчастей для грузовиков на российском рынке составляет 65%. Самые уязвимые направления – это масляные, воздушные и топливные фильтры, а также шины. На последние приходится 35% всех расходов на содержание автопарка.

По словам директора по стратегии и внешнеэкономической деятельности транспортной компании Delko Александра  Цыпина, необходимо расширить перечень товаров, определенных Приказом Минпромторга № 1532 от 19.04.2022 г. для импорта в РФ без ограничений правообладателей торговых марок. Цыпин говорит, что сейчас более 30% всего парка современной грузовой техники составляют грузовики импортного производства. Многие  европейские производители, нарушая действующие контракты, прекратили поставки не только техники, но и запасных частей, а также ограничили гарантийную поддержку, отмечает он. В то же время некоторые масляные, топливные и воздушные фильтры, а также другое дополнительное оборудование, необходимое российским перевозчикам, вообще не упомянуто в постановлении Минпромторга для параллельного импорта.

Сейчас ТПП Ленинградской области совместно с грузоперевозчиками составляет перечень дополнений, которые предлагается внести в Приказ Минпромторга № 1532 для параллельного импорта. Направить итоговый документ планируется на следующей неделе. Заместитель председателя комитета ЛОТПП  по транспорту и экспедиторским услугам Софья Кукуй рассказала, что ранее местная палата уже направляла схожие обращения в ТПП РФ. В результате в списке брендов и кодов ТН ВЭД появились некоторые комплектующие бренда Mercedes, который до этого вообще не был включен в этот список. «Я уверена в том, что правильно составленные документы с подтвержденной информацией могут повлиять на принятие положительного решения и со стороны ТПП РФ, и со стороны правительства», – считает Кукуй.

В то же время председатель комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской ТПП Антон Кривошеев отмечает, что на данный момент проблема с импортными автозапчастями в Петербурге не является критичной. Аналоги запчастей практически для всех известных европейских брендов сейчас выпускают Китай и Турция. «При этом Турция предлагает достаточно хорошее качество. Сейчас поставки из Турции идут и проблем не возникает», – говорит он, добавляя, что ситуация обострится, если Турция решит ограничить ввоз своих товаров в Россию.

По мнению Кривошеева, сейчас необходимо проанализировать рынок аналогов и расширить перечень Минпромторга на те запчасти и комплектующие, которых нет у производителей из Турции и Китая. «Безусловно, не у всего есть аналоги. Но обычно только в оригиналах продаются либо очень редкие позиции, которые нечасто ломаются или  требуют замены, либо очень дорогие, которые копировать невыгодно», – поясняет он.  

Среди других предложений, которые также разработали в ЛОТПП, – временная приостановка маркировки шин в системе «Честный знак» и отмена других технических регламентов ЕАЭС, ограничивающих ввоз импортных покрышек в Россию.

Цыпин уверен, что российских производственных мощностей недостаточно для полного удовлетворения спроса на шины, а традиционные поставщики приостановили поставки в РФ. «Мы видим возможность наладить поставки из Турции и стран Юго-Восточной Азии, но возникают сложности с маркировкой шин в системе «Честный знак». Организация маркировки требует времени, которого нет», – подчеркивает он.

Закон об обязательной маркировке автомобильных шин и покрышек в РФ вступил в силу с 1 ноября 2020 г. Компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством, хранением и продажей шин и покрышек, не могут их реализовывать без нанесения специальной маркировки. Производители и импортеры обязаны маркировать всю новую продукцию, оптовики – передавать сведения о перемещении и продаже товара в ГИС, а представители розницы – фиксировать продажи в системе «Честный знак».

Генеральный директор «Внештранспорта» Александр Радеев говорит, что большинство автотранспортных компаний, работающих на международных направлениях, сейчас начнут покупать шины за границей для личного использования без российской маркировки. В то же время он подчеркивает, что разрешение на параллельный импорт и требование маркировки «Честный знак» полностью противоречат друг другу: «Промаркировать может только официальный поставщик. Но если официально шины в Россию нельзя завезти, то как их маркировать?» Радеев также напоминает, что и без маркировки «Честный знак» на каждой покрышке есть уникальный номер, по которому можно проследить дату и место производства каждой конкретной шины.

Кривошеев считает, что сейчас негласно или на уровне внутренних инструкций российские контролирующие органы – ГИБДД, Ростехнадзор, Ространснадзор – перестанут обращать внимание на использование немаркированных шин. «Они стоят очень дорого. Условно говоря, одна шина стоит 50 000 руб., а чтобы «одеть» машину с прицепом, нужно потратить минимум 500 000 руб. Это очень большие затраты для грузоперевозчиков, и если контролирующие структуры начнут требовать использование только маркированных шин, начнется массовое недовольство», – поясняет он.

В пресс-службе ЦРПТ (является оператором единой национальной системы цифровой маркировки) «Ведомостям» сообщили, что уже есть механизм для маркировки шин, завезенных путем параллельного импорта. «В случае параллельного импорта маркировка осуществляется на таможенных складах. Вся инфраструктура для этого создана в полном объеме. По данным участников рынка, стоимость печати этикетки, которая содержит информацию о товаре и код маркировки, составляет $0,032, что не является существенным фактором, влияющим на конечную цену для потребителя», — рассказали в пресс-службе.