Усть-Луга теряет железную руду

Крупнейший порт Балтики в январе-мае наполовину сократил экспорт железорудного сырья
Европейские санкции напрямую не коснулись запрета на экспорт железной руды из РФ /усть-луга.рф

Морской порт Усть-Луга сократил отгрузку железной руды на экспорт на 44%. Если в январе-мае 2021 г. через порт было перегружено 1,69 млн т железорудного сырья, то за аналогичный период этого года – всего 0,95 млн т. Такую статистику «Ведомостям» предоставил источник в Минтрансе РФ. Доля экспорта руды через Усть-Лугу в объеме морского экспорта через все порты страны тоже снизилась: с 27% в прошлом году до 20% — в этом.

Порт Усть-Луга – самый крупный канал экспорта российской железной руды в Балтийском бассейне. Российские компании отправляют это сырье по Балтике также через западные порты Клайпеды, Риги и Таллина. Через порт в Санкт-Петербурге экспорт железной руды не осуществляется, отметил источник «Ведомостей».

Европейские санкции напрямую не вводили запрет на экспорт железной руды из РФ. Но снижение произошло и по другим направлениям. Порты Азово-Черноморского бассейна сократили отгрузку на 13%. В целом погрузка российской железной руды на суда в портах Балтийского, Азово-Черноморского, Тихоокеанского и Северного бассейнов составила за пять месяцев текущего года 4,9 млн т. Это на 22% меньше прошлогоднего показателя. Порты Тихоокеанского бассейна, напротив, в январе-мае увеличили отгрузку на 4% — с 244 000 т в прошлом году до 255 000 в этом.

Главный потребитель российской железной руды, выходящей из балтийских портов — Германия. За пять месяцев прошлого года она приняла 1,19 млн т железорудного сырья — 49% всего балтийского экспорта этого груза. В январе-мае прошлого года сырье импортировали через балтийские порты также Франция, Великобритания и Турция. В этом году ситуация изменилась: за январь-май Германия импортировала 0,66 млн т российской железной руды, покупателями также стали Китай, Польша, Бельгия и Словакия. Франция и Турция перестали получать руду из портов Балтики, а поставки в Великобританию резко сократились.

Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша говорит, что объемы перевалки навалочных грузов в российских портах снизились из-за общего влияния санкций на морские перевозки. Евросоюз пятым пакетом санкций запретил российским судам заходить в порты стран Европы, Россия ввела ответные меры и ограничила вход в свои морские порты некоторых зарубежных судов.

Те судовладельцы, которые не попали под запреты, оказались под давлением, говорит эксперт. «Несмотря на то, что большинство судов сейчас ходят под «удобными» флагами стран, не требующих больших отчислений от судовладельцев (Либерии, Антигуа и Барбуды и т. п.), конечные собственники имеют отношение к финансовым структурам Евросоюза или других стран, поддерживающих санкции», — поясняет Суховерша.

На общее снижение перевалки грузов в балтийских портах также повлияли проблемы со страхованием ответственности морских перевозчиков, говорит эксперт. «Морские суда находятся, как правило, в аренде под определенные перевозки, а для того, чтобы осуществить перевозку, ответственность оператора или судовладельца должна быть застрахована. Чаще всего суда страхуются в европейских или североамериканских страховых компаниях. А при заходе в российский порт страховка перестает действовать», — рассказал Суховерша. Он добавил, что таких проблем нет у турецких и китайских судовладельцев, поэтому перевалка грузов в южных и дальневосточных портах падает не сильно или даже растет.

По данным «Администрации морских портов Балтийского моря», погрузку руды в Усть-Луге осуществляет в основном компания «Ультрамар» Андрея Бонч-Бруевича. Это новый терминал, который находится в стадии строительства и ориентирован на перевалку сыпучих грузов, и прежде всего удобрений. Он вышел на проектную мощность только в апреле этого года, сообщали власти региона. В 2019 г. в рамках ПМЭФ-2019 «Ультрамар» заключил соглашение с компанией «Металлоинвест» на перевалку 2,5-3 млн т железорудного сырья в год.

Группа «Металлоинвест» Алишера Усманова вместе с компанией «Северсталь» Алексея Мордашова были основными экспортерами железной руды в Балтийском бассейне. 28 февраля ЕС включил Мордашова в европейский санкционный список, а в начале июня Минфин США внес Мордашова и его активы уже и в свой, таким образом, компании оказался закрыт путь на Балтику.

Против Алишера Усманова также были введены санкции Евросоюза, но 1 марта компания сделала заявление о том, что они не окажут влияния на деятельность производителя железной руды, так как доля владения Усманова в нем меньше контрольной. Однако в июне генеральный директор компании Назим Эфендиев на ПМЭФ-2022 заявил, что группа испытывает проблемы с вывозом железной руды на экспорт, в том числе из-за отсутствия доступа к глубоководным портам Украины, писал «Коммерсантъ». В пресс-службе сообщили, что «Металлоинвест» сейчас продолжает поставки по действующим контрактам, в том числе европейским партнерам. Но из-за сложностей с логистикой и значительного падения спроса на внутреннем рынке на фоне снижения выпуска стали группа ищет альтернативы: рассматривает рынок Юго-Восточной Азии и Китай.

Директор аналитического центра «Дорн» Андрей Карпов полагает, что портам Ленинградской области, чтобы сохранить экспортные поставки, придется переориентироваться на новые рынки сбыта в Азии, Африке и на Ближнем Востоке в течение ближайших 5-7 лет. «Это касается погрузки большинства экспортируемых грузов, в том числе, железной руды», — говорит он. Примеры запуска новых экспортных направлений в балтийских портах уже есть. Например, «Петролеспорт» (входит в группу Global Ports) в июне начал отправлять грузы новым контейнерным сервисом напрямую из Большого порта Санкт-Петербург в морской порт Индии Нава-Шева.

В то же время Карпов не исключает, что портам частично может потребоваться переход на новую грузовую базу.