Транспортной реформе не хватило автобусов

Запуск обслуживания с 15 июля более 90 маршрутов автобусами большой вместимости могут отложить
Всего в ходе реформы с 1 апреля по 15 июля планируется вывести на дороги Петербурга более 2800 новых автобусов /«Третий парк»

Комитет по транспорту Петербурга столкнулся с очередным препятствием на пути реформирования пассажирских автоперевозок. 29 июня ведомство разместило на портале городской администрации для прохождения антикоррупционной экспертизы проекты двух распоряжений, которые могут изменить ранее запланированный ход реформы. В новых реестрах муниципальных и смежных межрегиональных маршрутов появились примечания, которые могут временно отложить намеченный ранее на 15 июля запуск перевозок по ряду маршрутов автобусами большой вместимости.

В реестре муниципальных маршрутов изменения касаются более 60 направлений, обслуживать которые на автобусах большой вместимости с 15 июля должна была начать компания «Вест-сервис» («дочка» «Питеравто»). В реестре смежных межрегиональных маршрутов примечания о временном прекращении движения сделаны еще по 30 маршрутам, которые также с 15 июля должен был обслуживать «Вест-сервис» на больших автобусах.

«На большинство маршрутов “Вест–сервиса” выйдут старые автобусы. У остальных перевозчиков будут только новые», — прокомментировал «ДП» источник в Смольном. «Ведомости» направили запрос в холдинговую компанию «Питеравто», но перевозчик отказался отвечать на вопросы издания, сославшись на то, что компания не участвует в работе по новым транспортным контрактам.

Эксперты отмечают, что перевозчики испытывают сложности с закупкой необходимого количества автобусов. Всего в ходе реформы с 1 апреля по 15 июля планировалось вывести на дороги города тремя этапами более 2800 новых автобусов производства ГАЗ, КамАЗ, Volgobus, а также белорусских МАЗ. Они должны были заменить устаревшие маршрутки, а также начать обслуживать 92 новых направления. В реформе принимают участие четыре частные компании, которые выиграли конкурсы Смольного на перевозку пассажиров на 2022-2028 гг.: «Вест-сервис», «Третий парк», «Домтрансавто» и «Такси», а также ГУП «Пассажиравтотранс». Но уже после второго этапа реформы, стартовавшего 1 июня, появилась информация о том, что не все компании смогли закупить нужное количество автобусов. По данным «ДП», с 1 июня на маршруты «Вест-сервиса» должны были выйти 147 новых автобусов среднего класса, а вышли 30. Вместо них ездят новые автобусы большого класса, а там, где должны быть автобусы большого класса, остались старые автобусы.

Это не единственное препятствие, на которое «наехала» реформа. За неделю до старта второго этапа из правительства города ушел курирующий ее вице-губернатор и автор транспортных изменений Максим Соколов. Уже по ходу вводимых изменений перевозчики начали сталкиваться с новыми проблемами. В пресс-службе «Третьего парка» рассказали «Ведомостям», что сейчас в городе не хватает водителей с правами категории D. «С 15 июля прекратят работу маршрутки, поэтому нехватка персонала будет ощущаться. На его восполнение уйдет время», — отметил собеседник издания.

Перевозчикам пришлось самостоятельно формировать необходимую заправочную инфраструктуру. По данным Смольного, 87% закупаемых автобусов работают на сжиженном природном газе (СПГ), еще 13% – на компримированном (КПГ). При этом необходимой заправочной инфраструктуры в Петербурге практически не было. Руководство «Третьего парка» на ПМЭФ-2022 подписало соглашение с властями города и «АБ Россия» о модернизации и расширении автобусного парка, которое также предусматривает создание собственной СПГ-инфраструктуры для 500 автобусов большого класса на газомоторном топливе. Инвестиции в проект оцениваются в 8,5 млрд руб. «Третий парк» уже закупил 960 автобусов, частично их взяли в лизинг, частично —  в кредит, а также создал всю необходимую инфраструктуру для СПГ и организовал доставку топлива к собственным заправкам, рассказали в пресс-службе.

Стимулируя перевод автобусов на газ, Смольный активно продвигает идею экологичности нового транспорта, говорит независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев. «Любая инициатива, направленная на повышение экологичности выбросов транспортных средств, особенно в крупных городах, только приветствуется», — отмечает он, но называет и минусы таких перемен. По его словам, в России сейчас работает меньше 20 заправок, позволяющих обслуживать автобусы на СПГ. А оборудование для такой техники дороже на 30-35%, чем для аналогичной на КПГ. По словам эксперта, автобусы как на КПГ, так и на СПГ тоже дороже бензиновых на 20% и выше.

Надежность новых машин вызывает вопросы. В июне в Петербурге произошли случаи возгорания сразу двух новых пассажирских автобусов МАЗ на СПГ, принадлежащих одному из участников транспортной реформы, —  компании «Домтрансавто». Сотрудники МАЗа на основе видеоматериалов предположили, что возгорание началось в моторном отсеке. Масло попало из системы гидропривода вентилятора на горячие части. Об этом написал в своем Telegram-канале вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков. Специалисты МАЗа также допустили вероятность того, что могла произойти замена проверенных фланцев на другие, аналогичные по техническим характеристикам из-за санкционного давления. Поляков заявил, что теперь все последующие поставки техники будут дополнительно проверять перед отгрузкой уже в Петербурге. «Дополнительная проверка будет назначена при приемке на дилерском складе в Санкт-Петербурге», — написал он.

Но Бургазлиев говорит, что установленное в автобусы оборудование III-IV поколения почти на 100% безопасно. При возгорании правильно установленный баллон раскрывается, а метан улетучивается. «Если что-то случается с газом, и баллон установлен верно в соответствии с техническим регламентом, то гораздо больше шансов получить легкие травмы, небольшое оглушение, бароповреждение», — рассказал эксперт.

Транспортный инженер Иван Вергазов считает, что власти города недооценили сложности замены маршруток на автобусы большой вместимости. Под такой объем транспорта, по словам Вергазова, необходимо полностью обеспечивать Петербург выделенными полосами, а на некоторых участках — даже двумя. При этом большой поток автобусов зачастую говорит о большом пассажиропотоке. «Значит, надо строить трамваи, а не запускать автобусы. Это все следствие бессистемности», — прокомментировал эксперт.

Еще одной проблемой стало отсутствие новых официальных остановочных пунктов, добавляет Вергазов: «Если маршрутки могли останавливаться почти где угодно, то новые автобусы проезжают мимо. В результате пассажиры сталкиваются с трудностями».

О проблеме с выделенными полосами говорят и в «Третьем парке». В Москве в отличие от Петербурга установлены камеры, которые фиксируют нарушения. Штраф за езду по выделенной полосе составляет 5000 руб. «Хороший стимул не заезжать на полосу, но это плохо работает в Питере», — прокомментировал представитель компании.

Но и эксперты, и участники рынка отмечают и плюсы реформы. В пресс-службе «Третьего парка» рассказали, что преимуществом стала новая система работы перевозчиков с городом. Теперь петербургские власти занимаются сбором выручки и ее перераспределяют с учетом выполненной работы. Объемы перевозок и проделанный маршрут фиксируют через ГЛОНАСС. В свою очередь, водители заняты исключительно перевозкой.

Бургазлиев тоже отмечает, что власти идут в правильном направлении повышения экологичности и снижения выбросов от транспортных средств. А в перспективе, после того как окупятся вложения (окупаемость одного газового автобуса он прогнозирует в районе 2,5-3 лет), перевозчики смогут экономить на топливе, так как газ стоит дешевле бензина.