Ленобласть накормит переработанным яйцом

Регион хочет увеличить выпуск яиц в 1,4 раза и наладить глубокую переработку, но планы могут столкнуться с отсутствием сбыта
В прошлом году Ленобласть экспортировала около 50% всего производимого в регионе яйца /Правительство Ленинградской области

Ленинградская область до 2027 г. рассчитывает увеличить производство куриного яйца в 1,4 раза — с 3,5 до 5 млрд шт. в год. Об этом на форуме «Агрорусь 2022» сообщил заместитель председателя правительства региона — председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Олег Малащенко.

Сейчас область лидирует в России по выпуску яйца. Она производит 8% продукта в РФ и 73% — в СЗФО. В прошлом году в регионе было выпущено 3,488 млрд яиц, в этом планируется произвести  3,52 млрд. Крупнейшие производители — птицефабрики «Синявинская» и «Роскар». «Синявинская» в прошлом году произвела 1,564 млрд яиц, в этом рассчитывает выпустить 1,6-1,7 млрд. «Роскар» планирует увеличить выпуск с 1,382 млрд в прошлом году до 1,4 млрд в этом. Еще один местный производитель — ЗАО Агрокомплекс «Оредеж» — сохранит производство примерно на уровне прошлого года – около 365 млн яиц.

Всего в РФ, по данным Россельхозбанка, в 2021 г. было произведено 44,9 млрд яиц. Выпуск был примерно равен потреблению, в то время как объемы импорта и экспорта продукта оставались незначительными. Согласно данным Росстата, в январе — июне этого года производство яиц в хозяйствах всех категорий выросло на 2,1% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составило 26,8 млрд шт.

Аналитики Россельхозбанка подсчитали, что потребление куриных яиц в России на душу населения за последние 12 лет увеличилось лишь на 8% или на 23 шт. и достигло 308 единиц в год. При этом к 2025 г.  уровень внутреннего потребления может составить 320 яиц в год, то есть увеличится еще на 4%. Президент международной консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев сомневается, что дополнительные 1,5 млрд яиц в год, которые рассчитывает производить Ленобласть, смогут быть потреблены внутри страны в естественном виде. Чтобы их реализовать, производителям придется наладить переработку. «Резкого увеличения потребления яйца мы не ожидаем. У нас оно колеблется в разные годы в пределах 270-290 яиц на душу населения в год. И единственное, что может стать драйвером продаж, это улучшение продаж сегмента пищевой переработки», — говорит эксперт.

Малащенко рассказал, что местные фабрики уже начали корректировать рынки сбыта продукции на фоне проблем с экспортом. Так, «Роскар» и «Синявинская» активно продавали свою продукцию за рубеж: не только товарное яйцо, но и сухой  ячный белок и желток, яичный порошок. «Еще в прошлом году Ленобласть экспортировала около 50% всего производимого в регионе яйца. На сегодняшний день предприятия пошли в глубокую переработку, которая также даст возможность получить добавленную стоимость», — рассказал он, добавив, что «Роскар» рассчитывает довести переработку до 70% от всего объема производства.

В прошлом году на выставке «Агрорусь 2021» «Роскар» заключил инвестсоглашение с властями области на модернизацию пяти птичников, участка сортировки и упаковки яиц и цеха по переработке. Реализация инвестпроекта позволит увеличить объем производства яиц на 180 млн штук в год, а мощность переработки ― в два раза, инвестиции составят 1,6 млрд руб.

Давлеев говорит, что точных данных по глубокой переработки яйца в России сейчас нет, но ее объем (включая производство меланжа, сухого белка и желтка, жидких яичных продуктов) оценивается от 5-7 до 10-12% от общего производства яйца в России. Таким образом можно говорить о переработке не более 5 млрд шт. в год. При этом высокого спроса на такую продукцию в России исторически не сложилось, подчеркивает эксперт. Основной спрос поступает от пищевой и перерабатывающей промышленности (например, от кондитерских, мясо-колбасных, масложировых производств и т.п.). В чистом виде сухие, жидкие или замороженные яичные продукты в России не популярны, хотя во всем мире они составляют 20-25% общего объема продаж яичных продуктов, включая столовые яйца, а в отдельных странах доля доходит до 40%. «Это объясняется отсутствием исторической культуры. Например, на Западе популярны упакованные жидкие смеси для омлетов, которые сразу выливаются на сковороду. А  у нас все равно традиционно пользуются столовыми яйцами в скорлупе». По словам эксперта, компании не проводят крупные маркетинговые кампании, чтобы популяризировать такие продукты, так как само производство яйца сейчас является низкорентабельным, у производителей нет бюджетов на продвижение.

При этом на пути к глубокой переработке производители могут столкнуться с новыми трудностями. В России из-за снижения покупательной способности населения сейчас стагнирует потребление практически всех продуктов питания, говорит Давлеев. Экспортные возможности тоже ограничены: «Мы бы сейчас могли заместить украинское яйцо на рынках Ближнего Востока, или, например поставлять его в Израиль. Но для этого  наши ветеринарные службы должны подтвердить соответствие безопасности нашей продукции требованиям иностранных партнеров. А с этим пока сложности».

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что в таких условиях местные производители Ленобласти могут расширить поставки переработанной яичной продукции в другие регионы, а также наладить партнерские программы с ритейлерами для расширения продаж внутри страны. «Предприятия Ленобласти достаточно крупные и в целом их финансовая устойчивость может позволить реализовать проекты по глубокой переработке. Хоть быстрого роста потребления этого продукта ожидать сложно, но такой продукт проще перевозить. Яйца – это слабо брендированный продукт, и важным моментом может стать развитие производства под собственными торговыми марками ритейлеров», — отметил эксперт.

Финансовый аналитик и автор стратегий автоследования «Финама» Дмитрий Марков не исключает, что на горизонте в пять лет предприятия Ленобласти смогут реализовать увеличенный объем продукции и на иностранных рынках. «Есть большой потенциал для поставок в дружественные страны. Могут через несколько лет восстановиться и поставки в страны ЕС, если международные отношения нормализуются», — прокомментировал он.